ДООП Хореография и актерское мастерство старт 72часа

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Развитие ребенка средствами хореографии и
актерского мастерства старт
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 72 часа
Возраст обучающихся 7 -8 лет

Разработчики:
Пахнутова А.А.,
Кузнецов А.Н.,
педагоги дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 год

1

Содержание
1. Титульный лист

1

2. Комплекс основных характеристик программы ………

3

2.1. Пояснительная записка…………………………………………..

3

2.2. Цель и задачи программы……………………………………….

7

2.3.Содержание программы…………………………………………..

8

2.4.Планируемые результаты и способы их определения …………

14

3. Комплекс организационно-педагогических условий

15

3.1. Условия реализации программы……………………………

15

3.2.Формы аттестации ………………………….…………………...

18

4. Список литературы………………………………………………..

19

Приложения

21

2

2. Комплекс основных характеристик программы
2.1 Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений российской образовательной
политики является развитие дополнительного образования, предоставляющее
детям свободный выбор различных сфер деятельности в соответствии с их
интересами и потребностями и способствующее творческому развитию их
дарований и способностей.
Сегодня открылись широкие возможности для духовного, физического,
психического и социального развития детей. Ребенок, подросток должен
иметь возможность осмотреться в окружающем мире, в его бесконечном
многообразии и пробовал «примерять на себя» не только возможные
социальные роли, но и найти свой путь самовыражения, для развития
творческих задатков.
Одним из таких социальных пространств, открывающих возможность
для развития личности и востребованный временем, является детский
творческий коллектив дополнительного образования – студия танца «Юнона»
Дома детства и юношества Кировского района. Занятия хореографией
выступают как действенное средство развития
компетенций обучающихся,

творческих и социальных

дают возможность развития и самореализации

творческой инициативы и индивидуальности детей.
Программа «Развитие ребенка средствами хореографии и актерского
мастерства старт» актуальна, так как:
1)

разработана

в

соответствии

со

следующими

современными

нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).


Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
3

РФ от 29.05.2015 №996-р)


Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам

для

включения

в

систему

персонифицированного

финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
4

 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3) актуальна, так как отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге, в
творческом

и

личностном

развитии

детей

с

применением

здоровьесберегающих технологий, созданием комфортной атмосферы и
«ситуаций

успеха»,

стимулирующих

мотивацию

детей

к

занятиям

хореографией. Отвечает потребностями детей в здоровом образе жизни и
двигательной активности, а также желанию детей танцевать, выступать на
сцене, стремлению быть яркими и успешными.
Дополнительная образовательная программа «Развитие ребенка средствами
хореографии и актерского мастерства старт» является компилятивной. При
составлении данной программы разработчики использовали программы В.Ю.
Никитина «Модерн - джаз танец и современный танец», МГУКИ, 2009 и С.В.
Полякова «Основы современного танца», а также учитывали собственный
опыт. Отличительной особенностью программы является объединение
нескольких

направлений

хореографии:

классического,

эстрадного

и

современного танца для развития творческих способностей детей, выявления
их индивидуальности, склонности к различным видам хореографии.
Новизна программы заключается в модульной форме реализации, в
расширении содержания учебного материала за счет включения модуля
«Актёрское мастерство».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения

и

воспитания:

строгая

последовательность

в

овладении

танцевальной лексикой и техническими приемами танца; систематичность и
регулярность занятий, обеспечивающих постепенность в развитии природных

5

данных и способностей учащихся; доступность в овладении техническими
приемами; комплексность средств воздействия;
Работа педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы - девочки в возрасте 7 - 8 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, но при отсутствии
медицинских противопоказаний. Психофизиологические особенности
детей младшего школьного возраста. В период 7 - 8 лет все размеры
тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины
тела у девочек составляет от 8 до 14 см, массы тела – около 4 кг. К 8 годам
увеличивается мышечная сила,

дети уже

способны к достаточно

длительному мышечному напряжению, но при длительной физической
нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во
время занятия надо разнообразить. В младшем школьном возрасте
основной тип деятельности обучение. Детям 7 - 8 лет свойственны
подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок
естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и
выполняются детьми охотно. Его суждения и оценки, выраженные
эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей. Дети с удовольствием занимаются
творчеством, в том числе, танцами, хотят выступать на сцене, но
нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час для
детей 7 и 8 лет равен 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4. Количество
детей в группе – до 15 человек.
Объем программы – 72 часа (в период с сентября по февраль).

6

Особенности организации образовательного процесса – данная программа
является модульной. Включает в себя два модуля – «Хореография» (30 часов)
и «Актерское мастерство» (30 часов)
Общий объем программы – 72 часов
Срок освоения программы: 18 недель
Перечень форм обучения: очная; в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов

занятий:

практическое занятие, беседа, открытое

занятие, концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы «Развитие ребенка средствами хореографии и актерского
мастерства старт»: открытые занятия, показательные выступления перед
родителями, отчетное занятие.
2.2 Цель и задачи
Цель программы - развитие физических и творческих способностей детей
через освоение основ хореографического искусства и актерского мастерства.
Задачи программы:
Обучающие:
 обучать основам хореографии классического и современного танца;
 познакомить с историей возникновения и развития танца;
 обучать элементами актерской техники, знакомить со спецификой ее
применения в хореографии.
Развивающие:
 развивать способности передавать посредством танца определенное
образно-эмоциональное состояние;

7

 развивать компетенции самоконтроля, самовоспитания, самодисциплины,
саморазвития;
 развивать качества и навыки, необходимые танцовщику для работы над
хореографическим произведением любого жанра и стиля.
Воспитательные:
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни и систематических
занятиях

танцем;

содействовать

правильному

физическому

развитию

организма детей;
 формировать у детей такие личностные качества, как общительность,
трудолюбие, честность, ответственность, скромность;
 пробуждать интерес к профессии хореографа.
2.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование разделов, тем

Общее
количе
ство
часов

В том числе
теория

практи
ка

Формы
подведения
итогов по теме
или разделу

Модуль «Хореография»
1
1.1
1.2
1.3

1.4

1.5
2

Элементы экзерсиса
классического танца
Организационное занятие
Партерный экзерсис
Изучение элементов
классического экзерсиса у
станка.
Изучение элементов
классического экзерсиса на
середине зала
Прыжки
Элементы и движения танца
«модерн»

14

3

11

2
3
3

2
0,5
0,5

2,5
2,5

3

0,5

2,5

3

0,5

2,5

8

1,5

6,5

Опрос,
открытое
занятие

Открытое
занятие

8

2.1 Основные понятия танца
«модерн». Упражнения на
развитие специфических
танцевальных, физических
способностей
2.2 Танцевальные комбинации,
развернутые композиции, этюды

3

0,5

2,5

3

0,5

2,5

2.3 Импровизация обучающихся

2

0,5

1,5

Общая физическая подготовка

4

-

4

Постановка танцевальных
номеров и репетиционный
процесс
Концертная деятельность

4

0,5

3,5

открытое
занятие

4

-

2

Культурно-просветительская
и проектная деятельность

2

1

1

Концерты,
конкурсы
Наблюдение,
собеседован
ия

3

4
5
6

Открытое
занятие

Модуль «Актёрское мастерство»
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
8
9

Актерское мастерство в
хореографии
Введение в раздел «Актерское
мастерство в хореографии»
Упражнения для развития мышц
лица
Упражнения на расслабление и
напряжение мышц тела
Упражнения на отработку поз
и жестов
Единство музыкального
материала и актерской игры

26

3

23

1

1

-

4

-

4

наблюдение

4

-

4

наблюдение

8

1

7

наблюдение

9

1

8

контрольное
упражнение

Развитие навыков общения с
партнером по танцу

7

1

6

контрольное
упражнение

10

1

9

этюды

72

11

61

Создание пластического
образа. Этюды
Итого

опрос

9

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Элементы экзерсиса классического танца
Тема 1.1. Организационное занятие
Теория: Цели и задачи обучения. Перспектива обучения. План концертной
деятельности. Перспективный план занятий. Режим занятий, расписание.
Техника безопасности.
Практика: Комплектование групп. Знакомство с новичками. Беседа с
родителями и детьми о целях, задачах, требованиях обучения. Выбор
родительского комитета. Обсуждение и решение коллективных задач:
оформление и оборудование класса, подготовка костюмов к концертам,
организация культурных мероприятий.
Тема 1.2. Партерный экзерсис
Теория: Понятие «партерный экзерсис» и «выворотность», «натянутость
стоп».
Практика: Упражнения для развития мышц и подвижности суставов,
подвижности и натянутости стоп. Развитие выворотности в тазобедренном и
коленном суставах. Укрепление мышц живота и спины. Растяжки и шпагаты
Тема 1.3. Изучение элементов классического экзерсиса у станка
Теория: Знакомство с понятием «экзерсис». Знакомство с элементарной
анатомией: тазобедренный сустав и его подвижности, коленный сустав,
голеностопный сустав.
Практика: Разучивание поклона. Знакомство с исходным положением –
«лицом к станку». Положение рук на станке. Правильная

постановка

корпуса. Проучивание позиций ног. Положение стоп «полупальцы». Лицом к
станку:
 Demi plie по I, II, III, V позициям
 Battement tendu по I, III позиция в сторону, вперед, назад
 Battement tendu jete по I позиции
 releve по I, II, III, позициям
 Battement releve lent на 45 в сторону
10

Тема 1.4. Изучение элементов классического экзерсиса на середине зала
Теория: Позиции рук: I, II, III, подготовительная; поза en face
Практика: Изучение элементов у станка стоя на середине. Движение рук
через I, II, III, позицию. Поза en face. I port de bras в позе en face.
Тема 1.5. Прыжки
Теория: понятие pas sauté. Правила исполнения прыжков
Практика: Pas sauté по I, II, III, IV позициям. Прыжки с прямыми и согнутыми
ногами, с поворотом, по IV позициям стоя на месте.
Раздел 2. Элементы и движения танца «модерн»
Тема 2.1. Основные понятия танца «модерн». Упражнения на развитие
специфических танцевальных, физических способностей
Теория: Основные понятия танца «модерн» - «центр», «гравитация»,
«контракция», «арч».
Практика: Упражнения включающие понятия «центр», «гравитация».
Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях тела.
Упражнение на дыхание. Упражнения на развитие подвижности стопы.
Упражнения для рук. Упражнения на середине зала стоя, сидя, лежа. Изучение
и отработка позиций и положений рук, ног, головы, корпуса. Танцевальные
шаги. Прыжки.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, развернутые композиции, этюды
Теория: Понятие «танцевальная комбинация», «развернутый этюд»
Практика: Развитие движения: полупальцы, полуповороты на месте, по VI, III
позициям ног, смена ракурса продвижения, смена ритма, смена рисунка
продвижения (круг, линия, колонна).
Тема 2.3. Импровизация обучающихся
Теория: Понятие «импровизация»
Практика:
движение

Импровизация в форме игры. Эмоционально окрашенное
в

пространстве.

Танец

под

музыку

и

без

музыкального

сопровождения.

11

Раздел 3. Общая физическая подготовка
Практика: Упражнения по кругу, общая гимнастика. Укрепление мышц
стопы, живота, рук, ног. Выворотность, растяжка
Раздел 4. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс
Теория: Основа танца. Задачи коллектива в целом. Учет возрастных
особенностей обучаемых. Правила поведения на сценической площадке.
Организация подготовки к выступлению.
Практика: Выученные элементы базового уровня обучения. Эмоциональная
отзывчивость, творческая активность детей. Индивидуальные
репетиции

концертных

номеров.

Освоение

заданного

и сводные
сценического

пространства. Подготовка коллектива к выступлениям.
Раздел 5. Концертная деятельность
Практика: Подготовка и проведение открытых занятий и концертных
номеров. Участие в отчетном концерте, в новогоднем представлении и в
концертах, посвященных различным праздникам. Участие в конкурсах и
фестивалях.
Раздел 6. Культурно-просветительская и проектная деятельность
Теория: Понятие проекта в хореографии. Основы проектной деятельности. Что
такое индивидуальный вклад в общий проект студии танца «Юнона».
Практика: Участие в проекте «С любовью, Юнона». Просмотр видеозаписей
концертов и конкурсов.
Модуль « Актерское мастерство»
Раздел 7. Актёрское мастерство в хореографии
Тема 7.1. Введение в раздел «Актерское мастерство в хореографии»
Теория: Вводное занятие, техника безопасности. Инструкция по общим мерам
безопасности. Понятие актерского мастерства в искусстве хореографии.
Хороший танцор – актер.
Тема 7.2. Упражнения для развития мышц лица.
Практика: Гимнастика для всех групп мышц лица. Передача внутреннего
состояния через мимику лица.
12

Тема 7.3. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела
Практика: Упражнения для передачи внутреннего состояния с подключением
всего тела. Переход мышц из напряженного состояния в расслабленное.
Упражнения «ссора», «примирение», «ура!».
Тема 7.4. Упражнения на отработку поз и жестов
Теория: Внутренний посыл. Роль позы и жеста в хореографии.
Практика: Упражнения на выразительность жестов «Смотри», «Я рад»,
«Слушай», «Лечу!». Упражнения на выразительность позы.
Тема 7.5. Единство музыкального материала и актерской игры.
Теория: Музыкальное произведение как эмоциональный разговор.
Практика:

Упражнения

на

развитие

образного

восприятия

музыки.

Пластический рассказ на музыкальный отрывок.
Раздел 8. Развития навыков общения с партнером по танцу
Теория: Взаимодействие с партнером. Взаимодействие со зрителем.
Практика: Упражнения во взаимодействии с партнером: «дай откусить»,
«записочка на уроке». Пластический вопрос к партнеру. Внутреннее
состояние. Хореографический разговор.
Раздел 9. Создание пластического образа. Этюды
Теория: Движение в образе. Смена настроения.
Практика: Этюды со сменой настроения и небольшим развитием действия.
Игры по сказкам. Танцевальные движения в образе. Пластические этюды:
«Подарок», «Утро», «Бабочки», «Заколдованный

лес,

«Город

роботов»,

«Умирающий лебедь», «Осенние листья».

2.4. Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:
-

сформированы

в

соответствии

с

возрастом

личностные

качества:

ответственность, доброжелательность, трудолюбие;
13

- владеет начальными навыками здорового образа жизни;
- сформирован устойчивый интерес к танцу, к профессии хореографа.
Метапредметные результаты:
- развиты восприятие ритма и чувство ритма, координация движения
имузыки;
- развиты в соответствии с возрастом самоконтроль, самодисциплина,
проявляет потребность в саморазвитии, в качественном выполнении задания;
- умеет выразить образ через танцевальные движения;
- знает систему физических упражнений для повседневного использования.
Предметные результаты:
- знает основные понятия классической хореографии и современного танца;
- знает комплекс физических упражнений на развитие основных групп мышц;
- знает упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы;
- знает элементы актерской техники;
- выполняет танцевальные комбинации (на 16 тактов, 32 такта и более) в
ансамбле и соло;
-

исполняет

композиции

из

репертуара

студии

танца

«Юнона»,

соответствующие возрасту и уровню подготовки.

14

3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание обучения по программе

15
30
4
60
сентябрь
30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

февраль

3.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение программы:
 Кабинет хореографии, кабинет актерского мастерства.
 Станок
 Зеркала
 Музыкальный центр
 Гимнастические коврики - 24 шт.
 Утяжелители 0,5 кг - 20 пар
 Скакалки - 15 шт.
 Диски, флэш карты
 Костюмы
 Реквизит для хореографических постановок
Кадровое обеспечение:
Реализовать программу по модулю «Хореография» может педагог
дополнительного

образования,

имеющий

высшее

профессиональное

образование или среднее профессиональное образование по специальности
15

«хореография»,

владеющей

навыками

преподавания

классического,

современного и эстрадного танца. Для занятий сценическим мастерством –
модуль «Актерское мастерство» - необходимо привлечение педагога –
преподавателя сценического мастерства.
Методическое обеспечение:
Основные методы обучения:
-

Методы

способствуют
программы

визуального
более

курса

и

аудиального

быстрому,
обучения,

глубокому
повышения

восприятия,
и

прочному

интереса

к

которые
усвоению

изучаемым

упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений и связок,
демонстрацию мастер-классов в формате видеозаписей, прослушивание
ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное
чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных
отрывков. Всё это способствует воспитанию визуальной и музыкальной
памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку
двигаться ритмично.
-

Игровой

ритмических

метод
игр.

используется
Этот

метод

при

проведении

основан

на

музыкально

элементах

—

здорового

соперничества детей между собой и повышении ответственности каждого
за достижение определённого результата. Такие условия повышают
эмоциональность обучения.
- Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные
основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с
музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов
использования слова в обучении:
 объяснение,
 словесное сопровождение движений под музыку,
16

 рассказ,
 беседа, обсуждение
Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся:
 Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В
эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их
основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
 Ступенчатый метод широко используется для освоения самых
разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое
упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения,
улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также
применяться при изучении сложных движений.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной деятельности и личностно-ориентированного обучения,
позволяющими максимально реализовать личностный и творческий
потенциал каждому обучающемуся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся ансамбля
(техника

безопасности,

правила

поведения

в

танцевальном

зале,

транспорте, общественных мероприятиях, требования к обучающему
процессу).
2. Тематические беседы о хореографии и актерском мастерстве танцора.
3. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
17

концертов хореографических коллективов
7. Участие в благотворительных концертах.
Информационное обеспечение
Важным условием для получения результатов является применение:
• Аудиозаписей для разминки;
• Аудиозаписей для музыкального сопровождения номеров;
• Видеоматериалов с выступлениями хореографических коллективов,
методикой исполнения движений;
• Создание и администрирование интернет сообщества студии (группа
ВКонтакте, WhatsApp), в которых происходит обсуждение актуальных
вопросов, публикация фото и видеоматериалов с выступлений студии, видео
мастер-классы.
Электронные

ресурсы

с

материалами

по

хореографии:

https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
-отчетный концерт;
-участие в конкурсах разных уровней;
-зачетные мероприятия по стретчингу и ОФП;
-открытые занятия для родителей.
Оценочные

материалы,

позволяющие

оценить

уровень

освоения

программы, представлены в Приложении: «Карта развития физических
данных»,

«Карта

профессионально
дополнительной

диагностики
значимых

уровня

качеств»,

общеобразовательной

развития
«Сводная

универсальных
карта

общеразвивающей

освоения
программы

(предметная компетентность)»
18

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.

19

4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии /
И.Г.

Есаулов.

-

СПб.:

Планета

Музыки,

2019.

-

256

c.

5. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,
2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. –
112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,
2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
5. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
6. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
20

Приложение
Карта развития физических данных (по 5-балльной шкале)
ФИ ребенка

возраст

№

упражнение

1.

Прыжок с места

2.

Пресс (30 сек)

3.

Шпагат:
 Правый
 Левый
 Поперечный

4.

«Мостик»
 Высота
 Расстояние от
рук до ног

5.

Отжим от пола

6.

Стопа

7.

Ахилл

8.

«Бабочка»

9.

«Французская лягушка»

сентябрь

показатели
декабрь
май

группа

примечание

10. «Коробочка»
11. Подвижность плечевого

сустава:
 Ширина по
скакалке
 Угол наклона
12. Скакалка
(30 сек)
13. Наклон вперед до пола
14. Наклоны в сторону с

палкой

21

Средний балл

Установка на ЗОЖ

Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками

Инициативность

Самоконтроль
результатов личной
деятельности

Ответственность

Личная организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

Способность к
конструктивному
взаимодействию

Ф.И.
обучающег
ося

Усвоение социальных
норм и правил

Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся

1.
2.
Оценочная шкала:
1балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
4балла – продвинутый уровень (качество развито).

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).
22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».