АЗИМУТ БЕЗОПАСНОСТИ

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества

«Азимут безопасности»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся 9-14 лет
Срок реализации программы – 2 года

Разработчик:
Лазарев Михаил Григорьевич
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы .................................. 3
1.1. Пояснительная записка… ........................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы .......................................................................... 6
1.3. Содержание программы ............................................................................. 7
1.4. Планируемые результаты и способы их определения ........................... 11
2. Комплекс организационно-педагогических условий ......................... 13
2.1. Условия реализации программы .............................................................. 13
2.2. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы .......................... 15

Список литературы ....................................................................................... 16
Приложения ..................................................................................................... 21

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка

Потребность в безопасности — одна из базовых потребностей
человека, основная и доминирующая потребность ребенка. Важным
компонентом культуры и аспектом формирования личности человека является
воспитание культуры личной безопасности. Необходимо отметить, что
культура как социальное явление возникла именно как фактор выживания
первобытного общества и древнего человека, то есть ей изначально присуща
защитная функция. Можно сказать, что культура в широком смысле является
культурой безопасности, поскольку одна из основных функций культуры защита человека и общества. Значительную роль в реализации данной функции
играет образование. К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число
опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и,
давая возможность измерить опасность и определить ее последствия,
уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Таким образом,
приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является
необходимой и важной составляющей социализации ребенка.
Это стало предпосылками для разработки программы «Азимут
безопасности» (далее – программа). Программа социально-гуманитарной
направленности направлена на формирование у подрастающего поколения
сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и
безопасности окружающих и реализуется в МАУ ДО - ДДиЮ. Данная
программа является вводно-ознакомительной частью проектируемой
программы «Азимут безопасности. Мобильный отряд» на два года обучения.
Программа «Азимут безопасности» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";

3

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №093242;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) соответствует современной стратегии образования Свердловской
области, суть которой составляют: признание человека как высшей ценности;
приоритет прав человека на развитие, благоприятную, безопасную и
комфортную социальную среду; создание условий для повышения гражданской
ответственности, воспитания нового поколения граждан, имеющих активную
жизненную позицию;
3) удовлетворяет потребностям детей и их родителей в физическом и
нравственном развитии, в формировании основных качеств и умений,
определяющих возможность выхода из опасных ситуаций ; в расширении
знаний и приобретении практических навыков безопасного поведения в быту и

4

социуме, на дороге и в природной среде, в условиях экстремальной
чрезвычайной ситуации.
Программа разработана на основе образовательных программ «Основы
безопасного поведения детей и подростков в современном обществе», Самара,
2016 г. и «Безопасность для каждого» Анастасовой Л.П., Самара, 2015г.
Отличительной особенностью данной программы является включение в
учебный план блока занятий по развитию физических качеств и
общефизической подготовке, а также формирование разновозрастной группы
обучающихся.
Адресат программы – дети (мальчики и девочки) в возрасте 9-14 лет,
без предъявления требований к уровню подготовки и способностям, не
имеющие медицинских противопоказаний к занятиям общефизической
культурой.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
возраст 9 – 11 лет наиболее благоприятен для развития физических
способностей - скоростных и координационных, и для формирования ключевых
социальных компетенций. В данном возрасте у ребенка начинают
формироваться интересы и склонности к определенным видам деятельности,
выявляется
специфика
индивидуальных
моторных
проявлений,
предрасположенность к тем или иным видам спорта. Происходят изменения в
мышлении. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, а
требует фактов и доказательств. Возрастает способность к логическому
мышлению. Способен к проявлению творческого воображения и творческой
деятельности. Постепенно начинает обретать уверенность в себе.
Средний школьный возраст (12 – 14 лет) характеризуется
интенсивным ростом и увеличением размера тела, а также в это период
окончательно выявляется склонность к определенным видам деятельности.
Подростки начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать
последствия своих поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в
самоутверждении, в подчёркивании своей «взрослости» и самостоятельности.
Как правило, подростки этого возраста охотно взаимодействуют в команде,
умеют распределять роли и обязанности, планировать совместную
деятельность.
С учетом этих особенностей формируются разновозрастные учебные
группы обучающихся, что даёт преимущества в учебном процессе, так как
дети дополняют друг друга: старшие самореализуются через помощь младшим,
делятся умением, в свою очередь младшие дети набираются опыта у старших и
делятся своей непосредственностью, фантазией. На занятиях предполагаются
5

групповые, комбинированные задания, основанные на общей идее и
взаимодействии всех членов группы.
Режим и продолжительность занятий. Продолжительность одного
академического часа – 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы – 144 часа.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года.
Особенности организации образовательного процесса: форма реализации
программы – традиционная модель, линейная последовательность освоения
содержания в течение года, в перспективе – разработка второго года
реализации программы.
Перечень форм обучения – очная, фронтальная, индивидуальногрупповая, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия,
тренинг, мастер-класс, соревнования.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытое занятие, соревнования, беседа, зачет.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – выработка основных навыков безопасного
поведения в быту, в социуме, в городской и природной среде
Задачи программы:
Образовательные:
- обучать правилам безопасного поведения дома, в социальных
учреждениях, в городской среде;
- обучать правилам безопасного поведения в социальных сетях;
- обучать правилам дорожного движения и пожарной безопасности;
- обучать основным способам ориентирования на местности и правилам
перемещения по маршруту похода;
- обучать основным приёмам оказания первой помощи пострадавшему.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе,
- воспитывать культуру безопасного поведения в городской и природной
среде;
- формировать
устойчивые личностные качества: решительность,
целеустремлённость, дружелюбие, честность, дисциплинированность;
- воспитывать культуру общения.
Развивающие:
6

- развивать потребность в обеспечении собственной безопасности в
различных жизненных ситуациях;
- развивать потребность в самостоятельности и ответственности;
- развивать учебно-познавательную мотивацию;
- формировать начальные навыки адаптации в изменяющемся мире;
- формировать
способности
определять
степень
опасности
воздействующих факторов.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план 1 год обучения.
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2
2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.2
3.3
3.4.
4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2
5.3
6.

Название раздела, темы

Вводное занятие
Безопасное поведение в
быту
Электроприборы в быту
Пожарная безопасность
Бытовая химия
Социальные сети
Один дома
Безопасное поведение в
городской среде
Дорога и транспорт
Человеческий фактор
Осторожно – злая собака
Чрезвычайные ситуации
Культура физического
здоровья
ОФП – залог здоровья и
безопасности
Основы гигиены и первая
доврачебная помощь
Туристическая тропа
Основы туристской
подготовки
Ориентирование на
местности
Основы краеведения
Психологическая

Количество часов
всего
теория
практика
2
8

1
5

2
2
1
1
2
8

1
1
0,5
0,5
1
4

2
2
2
2
20

1
1
1
1
18

16

15

4

2

32

26

20

16

8

7

4
4

2
2
7

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа

Беседа, открытое
занятие

Открытое
занятие, зачет

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое

7.

подготовка
Контрольные
испытания

6

6

72

6

наблюдение
Зачет

66

Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Введение
Теория: понятие безопасности. Угрозы безопасности. Наши планы.
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов
2. Безопасное поведение в быту
2.1. Электроприборы в быту
Теория: современные электроприборы, правила безопасного использования
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов, ситуационные задачи
и упражнения, закрепление теории
2.2. Пожарная безопасность
Теория: Как случаются пожары? Что может послужить причиной пожара?
Практика: практические задания, ребусы, кроссворды и ситуационные
задачи и упражнения, позволяющие более качественно отработать алгоритмы
безопасного поведения при пожаре и меры профилактики
2.3. Бытовая химия
Теория: виды бытовой химии и их потенциальная опасность для человека
и домашних питомцев
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов, ситуационные задачи
и упражнения, закрепление теории
2.4. Социальные сети
Теория: в чем угроза бездумного пользования социальными сетями.
Правила информационной безопасности
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов, ситуационные задачи
и упражнения, закрепление теории
2.5. Один дома
Теория: Потенциальные угрозы для ребенка, оставшегося дома, и как
их избежать
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов, ситуационные
задачи и упражнения, закрепление теории
3. Безопасное поведение в городской среде
3.1. Дорога и транспорт
8

Теория: Транспорт большого города. Правила дорожного движения.
Значения основных дорожных знаков. Маршруты школьника.
Практика: Отработка правил безопасного поведения на дороге / в
транспорте в игровых мероприятиях. Викторина по ПДД.
3.2.
Человеческий фактор
Теория: потенциальные опасности для детей, исходящие от незнакомых
людей и как их избежать.
Практика: ситуационные задачи и упражнения, позволяющие более
качественно отработать алгоритмы безопасного поведения при встрече с
потенциально опасными людьми.
3.3.
Осторожно – злая собака
Теория: опасность, исходящая от собак. Правила безопасного поведения
при встрече с собаками.
Практика: ситуационные задачи и упражнения, позволяющие более
качественно отработать алгоритмы безопасного поведения при встрече
собаками.
3.4.
Чрезвычайные ситуации
Теория: виды чрезвычайных ситуаций: аварии, катастрофы, опасные
природные явления, стихийные бедствия, экологические бедствия. Правила
поведения в ЧС.
Практика: Обучение способам защиты от опасностей, возникающих в
результате чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения об опасности.
Поведение при сигналах опасности. Игры и викторины на тему ЧС.
4.
Культура физического здоровья
4.1.
ОФП – залог здоровья и безопасности
Теория: Краткие сведения о строении и функциях организма человека и
пользе физических упражнений. Врачебный контроль, самоконтроль,
предупреждение травм. Хорошая общая физическая подготовка – один из
факторов личной безопасности.
Практика: Выполнение упражнений индивидуальной разминки.
Выполнение упражнений для развития координационных способностей и
вестибулярного аппарата. Выполнение упражнений для развития гибкости и
пластичности: наклоны, вращения, сгибание и разгибания, упражнения с
предметами. Выполнение упражнений на расслабление (заминка). Выполнение
общефизических упражнений для рук и плечевого пояса на месте и в движении:
сгибание и разгибание, вращение, махи, отведение и приведение, рывки.
Отработка упражнений для мышц шеи: наклоны, вращения, повороты головы.
Отработка упражнений для мышц туловища: на формирование правильной
осанки. Отработка упражнений для мышц ног. Приёмы самозащиты.
9

4.2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Теория: Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена тела, одежды,
обуви. Понятие о травмах, их профилактика. Первая помощь при ушибах,
растяжениях связок. Порядок оказания первой помощи, виды оказания первой
помощи, способы транспортировки пострадавшего
Практика: Мастер-класс и тренинг
5. Туристическая тропа
5.1. Основы туристской подготовки
Теория: Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности.
Причины возникновения экстремальных ситуаций в природной среде.
Опасности в туризме: субъективные и объективные. Снаряжение, необходимое
туристам в походе. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной
местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по
травянистым склонам. Движение вдоль дорог, по населенному пункту.
Организация быта. Экологическая и противопожарная безопасность.
Практика: Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Отработка движения
колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения вдоль
дорог, по тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли
кустарников, завалы, по заболоченной местности. Развертывание и свертывание
лагеря. Установка палатки. Организация питания. Соблюдение мер
противопожарной и экологической безопасности.
5.2.
Ориентирование на местности
Теория: Топографическая карта. Азимут. Компас. Правила обращения с
компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту.
Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование
карты, прямая и обратная засечка. Ориентирование с помощью карты и компаса
в походе. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир,
ориентир-цель, ориентир – маяк. Необходимость непрерывного чтения карты.
Способы определения точек стояния на карте (привязки). Движение по азимуту
в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления,
использование солнца и тени. Движение по легенде (с помощью подробного
текстового описания пути). Порядок действий в случае потери ориентировки.
Действия туриста при отставании от группы.
Практика: Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Ориентирование
карты по компасу и по местным предметам. Ориентирование на местности с
помощью карты и компаса. Прохождение дистанций группами, в одиночку.
Знакомство с маршрутом предстоящего туристского похода. Соревнования по
ориентированию («по выбору» или «заданное направление») на территории
10

образовательной организации или в её окрестностях. Определение точки
стояния на карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение
алгоритма действий восстановления местонахождения. Отработка техники
преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов.
5.3. Краеведение
Теория: окрестности Екатеринбурга, знаковые точки, природные
особенности, история
Практика: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение
музеев, экскурсионных объектов
6. Психологическая подготовка
Теория: Для чего необходима психологическая подготовка. Конфликтные
ситуации и способы их разрешения. Воспитание настойчивости,
целеустремленности, смелости, решительности, силы воли, самообладания,
активности и других положительных качеств – залог безопасности и успешной
адаптации в социум.
Практика: Мероприятия, направленные на профилактику нарушений
психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и
психического состояния обучающихся. Разрешение конфликтных ситуаций.
Работа в команде. Участникам моделируется ситуация, на практике
показывается, как выходить из сложившихся ситуаций. Проведение тренингов.
7. Контрольные испытания
Практика: Сдача зачетных нормативов. Викторины, игры, соревнования.
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
В результате освоения программы обучающиеся должны достигнуть
следующих результатов:
Личностные результаты:
- сформированы начальные навыки самостоятельности и ответственности;
- развита потребность в собственной безопасности;
- сформированы: учебно-познавательная мотивация, начальные навыки
адаптации в динамично изменяющемся мире;
- сформирована
способность
определять
степень
опасности
воздействующих факторов;
Метапредметные результаты:
- заложено понимание ценности человеческой жизни
- сформированы основы культуры безопасного поведения в городской и
природной среде;
11

- контролирует свою деятельность по ходу или результатам выполненного
задания;
- выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- учится договариваться и приходить к общему решению;
Предметные результаты:
- знает основные правила безопасного поведения дома, в социальных
учреждениях, в городской среде и умеет применять знания на практике;
- знает и соблюдает основные правила безопасного поведения в социальных
сетях;
- знает и соблюдает основные правила дорожного движения и пожарной
безопасности;
- знает и умеет использовать основные способы ориентирования на местности и
правилам перемещения по маршруту похода;
- знает основные приёмам оказания первой помощи пострадавшему;
- знает некоторые приёмы самозащиты.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план 2-ой год обучения.
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2
2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.2
3.3
3.4.
4.
4.1
4.2
5.

Название раздела, темы

Вводное занятие
Безопасное поведение в
быту
Электроприборы в быту
Пожарная безопасность
Бытовая химия
Социальные сети
Один дома
Безопасное поведение в
городской среде
Дорога и транспорт
Человеческий фактор
Осторожно – злая собака
Чрезвычайные ситуации
Культура физического
здоровья
ОФП – залог здоровья и
безопасности
Основы гигиены и первая
доврачебная помощь
Туристическая тропа

Количество часов
всего
теория
практика
2
8

1
5

2
2
1
1
2
8

1
1
0,5
0,5
1
4

2
2
2
2
20

1
1
1
1
18

16

15

4

2

32

26
12

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа

Беседа, открытое
занятие

Открытое
занятие, зачет

Педагогическое

наблюдение
5.1
5.2
5.3
6.
7.

Основы туристской
подготовки
Ориентирование на
местности
Основы краеведения
Психологическая
подготовка
Контрольные
испытания

20

16

8

7

4
4

2
2

6

6

72

6

Педагогическое
наблюдение
Зачет

66

Содержание учебного плана
2 год обучения
1.Введение
Теория: понятие безопасности. Угрозы безопасности. Наши планы.
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов
2. Безопасное поведение в быту
2.1. Электроприборы в быту
Теория: современные электроприборы, правила безопасного использования
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов, ситуационные задачи
и упражнения, закрепление теории
2.2.Пожарная безопасность
Теория: Как случаются пожары? Что может послужить причиной пожара?
Практика: практические задания, ребусы, кроссворды и ситуационные
задачи и упражнения, позволяющие более качественно отработать алгоритмы
безопасного поведения при пожаре и меры профилактики
2.3. Бытовая химия
Теория: виды бытовой химии и их потенциальная опасность для человека и
домашних питомцев
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов, ситуационные задачи
и упражнения, закрепление теории
2.4.Социальные сети
Теория: в чем угроза бездумного пользования социальными сетями.
Правила информационной безопасности
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов, ситуационные задачи
и упражнения, закрепление теории
2.5. Один дома

13

Теория: Потенциальные угрозы для ребенка, оставшегося дома, и как
их избежать
Практика: просмотр и обсуждение видео фрагментов, ситуационные
задачи и упражнения, закрепление теории
3. Безопасное поведение в городской среде
3.1. Дорога и транспорт
Теория: Транспорт большого города. Правила дорожного движения.
Значения основных дорожных знаков. Маршруты школьника.
Практика: Отработка правил безопасного поведения на дороге / в
транспорте в игровых мероприятиях. Викторина по ПДД.
3.2. Человеческий фактор
Теория: потенциальные опасности для детей, исходящие от незнакомых
людей и как их избежать.
Практика: ситуационные задачи и упражнения, позволяющие более
качественно отработать алгоритмы безопасного поведения при встрече с
потенциально опасными людьми.
3.3. Осторожно – злая собака
Теория: опасность, исходящая от собак. Правила безопасного поведения при
встрече с собаками.
Практика: ситуационные задачи и упражнения, позволяющие более
качественно отработать алгоритмы безопасного поведения при встрече
собаками.
3.4. Чрезвычайные ситуации
Теория: виды чрезвычайных ситуаций: аварии, катастрофы, опасные
природные явления, стихийные бедствия, экологические бедствия. Правила
поведения в ЧС.
Практика: Обучение способам защиты от опасностей, возникающих в
результате чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения об опасности.
Поведение при сигналах опасности. Игры и викторины на тему ЧС.
4. Культура физического здоровья
4.1. ОФП – залог здоровья и безопасности
Теория: Краткие сведения о строении и функциях организма человека и
пользе физических упражнений. Врачебный контроль, самоконтроль,
предупреждение травм. Хорошая общая физическая подготовка – один из
факторов личной безопасности.
Практика: Выполнение упражнений индивидуальной разминки.
Выполнение упражнений для развития координационных способностей и
вестибулярного аппарата. Выполнение упражнений для развития гибкости и
пластичности: наклоны, вращения, сгибание и разгибания, упражнения с
14

предметами. Выполнение упражнений на расслабление (заминка). Выполнение
общефизических упражнений для рук и плечевого пояса на месте и в движении:
сгибание и разгибание, вращение, махи, отведение и приведение, рывки.
Отработка упражнений для мышц шеи: наклоны, вращения, повороты головы.
Отработка упражнений для мышц туловища: на формирование правильной
осанки. Отработка упражнений для мышц ног. Приёмы самозащиты.
4.2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Теория: Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена тела, одежды,
обуви. Понятие о травмах, их профилактика. Первая помощь при ушибах,
растяжениях связок. Порядок оказания первой помощи, виды оказания первой
помощи, способы транспортировки пострадавшего
Практика: Мастер-класс и тренинг
5. Туристическая тропа
5.1. Основы туристской подготовки
Теория: Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности.
Причины возникновения экстремальных ситуаций в природной среде.
Опасности в туризме: субъективные и объективные. Снаряжение, необходимое
туристам в походе. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной
местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по
травянистым склонам. Движение вдоль дорог, по населенному пункту.
Организация быта. Экологическая и противопожарная безопасность.
Практика: Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Отработка движения
колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения вдоль
дорог, по тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли
кустарников, завалы, по заболоченной местности. Развертывание и свертывание
лагеря. Установка палатки. Организация питания. Соблюдение мер
противопожарной и экологической безопасности.
5.2. Ориентирование на местности
Теория: Топографическая карта. Азимут. Компас. Правила обращения с
компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту.
Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование
карты, прямая и обратная засечка. Ориентирование с помощью карты и компаса
в походе. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир,
ориентир-цель, ориентир – маяк. Необходимость непрерывного чтения карты.
Способы определения точек стояния на карте (привязки). Движение по азимуту
в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления,
использование солнца и тени. Движение по легенде (с помощью подробного

15

текстового описания пути). Порядок действий в случае потери ориентировки.
Действия туриста при отставании от группы.
Практика: Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Ориентирование
карты по компасу и по местным предметам. Ориентирование на местности с
помощью карты и компаса. Прохождение дистанций группами, в одиночку.
Знакомство с маршрутом предстоящего туристского похода. Соревнования по
ориентированию («по выбору» или «заданное направление») на территории
образовательной организации или в её окрестностях. Определение точки
стояния на карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение
алгоритма действий восстановления местонахождения. Отработка техники
преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов.
5.3. Краеведение
Теория:
окрестности Екатеринбурга, знаковые точки, природные
особенности, история
Практика: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение
музеев, экскурсионных объектов
6. Психологическая подготовка
Теория: Для чего необходима психологическая подготовка. Конфликтные
ситуации и способы их разрешения. Воспитание настойчивости,
целеустремленности, смелости, решительности, силы воли, самообладания,
активности и других положительных качеств – залог безопасности и успешной
адаптации в социум.
Практика: Мероприятия, направленные на профилактику нарушений
психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и
психического состояния обучающихся. Разрешение конфликтных ситуаций.
Работа в команде. Проведение тренингов.
7. Контрольные испытания
Практика: Сдача зачетных нормативов. Викторины, игры, соревнования.
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
В результате освоения программы обучающиеся должны достигнуть
следующих результатов:
Личностные результаты:
- сформированы начальные навыки самостоятельности и ответственности;
- развита потребность в собственной безопасности;

16

- сформированы: учебно-познавательная мотивация, начальные навыки
адаптации в динамично изменяющемся мире;
- сформирована
способность
определять
степень
опасности
воздействующих факторов;
Метапредметные результаты:
- заложено понимание ценности человеческой жизни
- сформированы основы культуры безопасного поведения в городской и
природной среде;
- контролирует свою деятельность по ходу или результатам выполненного
задания;
- выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- учится договариваться и приходить к общему решению;
Предметные результаты:
- знает основные правила безопасного поведения дома, в социальных
учреждениях, в городской среде и умеет применять знания на практике;
- знает и соблюдает основные правила безопасного поведения в социальных
сетях;
- знает и соблюдает основные правила дорожного движения и пожарной
безопасности;
- знает и умеет использовать основные способы ориентирования на местности и
правилам перемещения по маршруту похода;
- знает основные приёмам оказания первой помощи пострадавшему;
- знает некоторые приёмы самозащиты.
2. Организационно-педагогические условия

2.1 Календарный учебный график
№
п\п

Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов

5

Начало занятий

6

Выходные дни и каникулы

7

Окончание учебного года

144
11.09
Образовательная деятельность
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

31.05
17

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия секции предусматривают наличие помещения площадью не
менее 50 кв. метров. Используются воспроизводящая техника, электронные
носители с видео-записями для сопровождения занятий.
Спортивный инвентарь, снаряды (малые мячи -12 шт., скакалки - 12 шт.,
фишки -10 шт, футбольные мячи - 5 шт., страховочная веревка, палатка,
имитация топора, ножа, спички, котелки, рюкзаки ,снаряжение туриста для
похода, противогаз, компас ,огниво, правила дорожного движения,
инструкции печатные.
Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий квалификационным характеристикам по должности «педагог
дополнительного образования» Учебный план предполагает приглашение
спортсменов и тренеров для проведения мастер-классов, семинаров и
совместных тренировок. Для изучения раздела «Психологическая подготовка»,
проведения психологических тренингов предусмотрено привлечение педагогапсихолога ДДиЮ.

Используемые
литературы.

Методическое обеспечение:
методические пособия представлены

в

списке

Технологии и методы, применяемые в обучении:
Основная технология – здоровьесберегающая.
Методы:
Словесный метод используется при беседе, рассказе, объяснении;
Наглядный метод используется при показе действий, фотографий,
видеоматериалов;
Практический – это упражнения, отработка движений и действий.
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой для
всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого
уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его индивидуального
развития. Отношение к воспитаннику как к сознательному, полноправному и
ответственному участнику образовательного процесса.

18

Технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной
ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных
результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива;
формирование стойкости в борьбе с трудностями.
Игровая технология –объединяет достаточно обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных
дидактических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного
характера усвоения знаний, умений, навыков.
Информационные технологии – применяются для визуального отслеживания
качества
технического
мастерства
обучающихся,
иллюстрирования
теоретического материала, визуального показа мероприятий, связанных с
воспитательной работой, изучением опыта родственных организаций. Важным
условием для получения результатов является применение электронного
обучения. Педагог использует электронные материалы: видеоматериалы с
записью изучаемых событий, правилами действия в различных ситуациях;
видео записи упражнений; создан и пополняется сайт педагога
https://hkolimp.bitrix24.site.
Дистанционные технологии – в период карантина программа может быть
реализована с применением дистанционных технологий, включающих в себя
онлайн занятия, видео занятия, самостоятельную подготовка детей, при
помощи видео платформы «Zoom», мобильного сервиса «WhatsАрp».
2.3. Формы аттестации и контроля
По окончании учебного года при переводе на следующий период
обучения
проводится
промежуточная
аттестация
обучающихся.
Предусмотрены следующие формы:
 контрольные зачетные занятия по сдаче нормативов (Приложение);
 беседа на знание теоретических вопросов программы;
 соревнования;
 показательные выступления, открытые занятия.

19

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая и специальная литература:
1. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.
Методическое пособие. Самара, 2017.- 247 с.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
3. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7. Педагогика
дополнительного
образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
Литература для родителей и детей:
1. Волков, С.К. Про правила безопасности дома и в городе. Часть 1,2. «Омегапресс», 2017;
2. Пикулов А.Д., Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей»
Ярославль; Гринго-2016 г.
3. Тихвинский С.Б., Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б.
Тихвинский. - М.: Знание, 2016. - 104 c.
4. Я познаю мир. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН,
2019. - 238 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru
2. Все о пожарной безопасности http://www.0-1.ru
3. Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru
4. Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru
5. Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net
6. Личная безопасность http://personal-safety.redut-7.ru
7. Безопасность жизнедеятельности http://www.alleng.ru
20

Приложение 1
Зачетные нормативы уровня физической подготовки

отлично
6

Подтягивание на перекладине (кол-во раз):
хорошо
удовлетворительно
4-5
1-2

отлично
1.75

Прыжки в длину с места (см)
хорошо
удовлетворительно
1.70
1.65

отлично
19-20

Челночный бег 6Х9 м (сек.)
хорошо
удовлетворительно
21-22
23-24

отлично
26-30

Отжимания от пола (кол-во раз):
хорошо
удовлетворительно
23-25
20-22

отлично
35-40

Сгибание туловища (пресс) (кол-во раз):
хорошо
удовлетворительно
30-34
20-29

отлично
45-50

Сгибание туловища (пресс) (кол-во раз): 3группа
хорошо
удовлетворительно
38-44
30-37

21

Приложение 2
Диагностическая карта индивидуального уровня освоения
предметных компетенций обучающихся секции «Азимут безопасности»
№
п/п
1

2

3

4

5
6

Предметная компетенция

уровень

Знает основные правила безопасного
поведения дома, в социальных
учреждениях, в городской среде и
умеет применять знания на практике
знает и соблюдает основные правила
безопасного поведения в социальных
сетях
знает и соблюдает основные правила
дорожного движения и пожарной
безопасности
знает и умеет использовать основные
способы ориентирования на
местности и правилам перемещения
по маршруту похода
знает основные приёмам оказания
первой помощи пострадавшему
знает некоторые приёмы самозащиты

Ф.И. обучающегося

Оценочная шкала:
1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

примечания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».