Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества
Развитие ребенка средствами хореографии и
актерского мастерства старт
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 72 часа
Возраст обучающихся 7 -8 лет
Разработчики:
Пахнутова А.А.,
Кузнецов А.Н.,
педагоги дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 год
1
Содержание
1. Титульный лист
1
2. Комплекс основных характеристик программы ………
3
2.1. Пояснительная записка…………………………………………..
3
2.2. Цель и задачи программы……………………………………….
7
2.3.Содержание программы…………………………………………..
8
2.4.Планируемые результаты и способы их определения …………
14
3. Комплекс организационно-педагогических условий
15
3.1. Условия реализации программы……………………………
15
3.2.Формы аттестации ………………………….…………………...
18
4. Список литературы………………………………………………..
19
Приложения
21
2
2. Комплекс основных характеристик программы
2.1 Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений российской образовательной
политики является развитие дополнительного образования, предоставляющее
детям свободный выбор различных сфер деятельности в соответствии с их
интересами и потребностями и способствующее творческому развитию их
дарований и способностей.
Сегодня открылись широкие возможности для духовного, физического,
психического и социального развития детей. Ребенок, подросток должен
иметь возможность осмотреться в окружающем мире, в его бесконечном
многообразии и пробовал «примерять на себя» не только возможные
социальные роли, но и найти свой путь самовыражения, для развития
творческих задатков.
Одним из таких социальных пространств, открывающих возможность
для развития личности и востребованный временем, является детский
творческий коллектив дополнительного образования – студия танца «Юнона»
Дома детства и юношества Кировского района. Занятия хореографией
выступают как действенное средство развития
компетенций обучающихся,
творческих и социальных
дают возможность развития и самореализации
творческой инициативы и индивидуальности детей.
Программа «Развитие ребенка средствами хореографии и актерского
мастерства старт» актуальна, так как:
1)
разработана
в
соответствии
со
следующими
современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
3
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
4
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3) актуальна, так как отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге, в
творческом
и
личностном
развитии
детей
с
применением
здоровьесберегающих технологий, созданием комфортной атмосферы и
«ситуаций
успеха»,
стимулирующих
мотивацию
детей
к
занятиям
хореографией. Отвечает потребностями детей в здоровом образе жизни и
двигательной активности, а также желанию детей танцевать, выступать на
сцене, стремлению быть яркими и успешными.
Дополнительная образовательная программа «Развитие ребенка средствами
хореографии и актерского мастерства старт» является компилятивной. При
составлении данной программы разработчики использовали программы В.Ю.
Никитина «Модерн - джаз танец и современный танец», МГУКИ, 2009 и С.В.
Полякова «Основы современного танца», а также учитывали собственный
опыт. Отличительной особенностью программы является объединение
нескольких
направлений
хореографии:
классического,
эстрадного
и
современного танца для развития творческих способностей детей, выявления
их индивидуальности, склонности к различным видам хореографии.
Новизна программы заключается в модульной форме реализации, в
расширении содержания учебного материала за счет включения модуля
«Актёрское мастерство».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения
и
воспитания:
строгая
последовательность
в
овладении
танцевальной лексикой и техническими приемами танца; систематичность и
регулярность занятий, обеспечивающих постепенность в развитии природных
5
данных и способностей учащихся; доступность в овладении техническими
приемами; комплексность средств воздействия;
Работа педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы - девочки в возрасте 7 - 8 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, но при отсутствии
медицинских противопоказаний. Психофизиологические особенности
детей младшего школьного возраста. В период 7 - 8 лет все размеры
тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины
тела у девочек составляет от 8 до 14 см, массы тела – около 4 кг. К 8 годам
увеличивается мышечная сила,
дети уже
способны к достаточно
длительному мышечному напряжению, но при длительной физической
нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во
время занятия надо разнообразить. В младшем школьном возрасте
основной тип деятельности обучение. Детям 7 - 8 лет свойственны
подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок
естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и
выполняются детьми охотно. Его суждения и оценки, выраженные
эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей. Дети с удовольствием занимаются
творчеством, в том числе, танцами, хотят выступать на сцене, но
нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час для
детей 7 и 8 лет равен 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4. Количество
детей в группе – до 15 человек.
Объем программы – 72 часа (в период с сентября по февраль).
6
Особенности организации образовательного процесса – данная программа
является модульной. Включает в себя два модуля – «Хореография» (30 часов)
и «Актерское мастерство» (30 часов)
Общий объем программы – 72 часов
Срок освоения программы: 18 недель
Перечень форм обучения: очная; в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов
занятий:
практическое занятие, беседа, открытое
занятие, концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы «Развитие ребенка средствами хореографии и актерского
мастерства старт»: открытые занятия, показательные выступления перед
родителями, отчетное занятие.
2.2 Цель и задачи
Цель программы - развитие физических и творческих способностей детей
через освоение основ хореографического искусства и актерского мастерства.
Задачи программы:
Обучающие:
обучать основам хореографии классического и современного танца;
познакомить с историей возникновения и развития танца;
обучать элементами актерской техники, знакомить со спецификой ее
применения в хореографии.
Развивающие:
развивать способности передавать посредством танца определенное
образно-эмоциональное состояние;
7
развивать компетенции самоконтроля, самовоспитания, самодисциплины,
саморазвития;
развивать качества и навыки, необходимые танцовщику для работы над
хореографическим произведением любого жанра и стиля.
Воспитательные:
воспитывать потребность в здоровом образе жизни и систематических
занятиях
танцем;
содействовать
правильному
физическому
развитию
организма детей;
формировать у детей такие личностные качества, как общительность,
трудолюбие, честность, ответственность, скромность;
пробуждать интерес к профессии хореографа.
2.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Общее
количе
ство
часов
В том числе
теория
практи
ка
Формы
подведения
итогов по теме
или разделу
Модуль «Хореография»
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
Элементы экзерсиса
классического танца
Организационное занятие
Партерный экзерсис
Изучение элементов
классического экзерсиса у
станка.
Изучение элементов
классического экзерсиса на
середине зала
Прыжки
Элементы и движения танца
«модерн»
14
3
11
2
3
3
2
0,5
0,5
2,5
2,5
3
0,5
2,5
3
0,5
2,5
8
1,5
6,5
Опрос,
открытое
занятие
Открытое
занятие
8
2.1 Основные понятия танца
«модерн». Упражнения на
развитие специфических
танцевальных, физических
способностей
2.2 Танцевальные комбинации,
развернутые композиции, этюды
3
0,5
2,5
3
0,5
2,5
2.3 Импровизация обучающихся
2
0,5
1,5
Общая физическая подготовка
4
-
4
Постановка танцевальных
номеров и репетиционный
процесс
Концертная деятельность
4
0,5
3,5
открытое
занятие
4
-
2
Культурно-просветительская
и проектная деятельность
2
1
1
Концерты,
конкурсы
Наблюдение,
собеседован
ия
3
4
5
6
Открытое
занятие
Модуль «Актёрское мастерство»
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
8
9
Актерское мастерство в
хореографии
Введение в раздел «Актерское
мастерство в хореографии»
Упражнения для развития мышц
лица
Упражнения на расслабление и
напряжение мышц тела
Упражнения на отработку поз
и жестов
Единство музыкального
материала и актерской игры
26
3
23
1
1
-
4
-
4
наблюдение
4
-
4
наблюдение
8
1
7
наблюдение
9
1
8
контрольное
упражнение
Развитие навыков общения с
партнером по танцу
7
1
6
контрольное
упражнение
10
1
9
этюды
72
11
61
Создание пластического
образа. Этюды
Итого
опрос
9
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Элементы экзерсиса классического танца
Тема 1.1. Организационное занятие
Теория: Цели и задачи обучения. Перспектива обучения. План концертной
деятельности. Перспективный план занятий. Режим занятий, расписание.
Техника безопасности.
Практика: Комплектование групп. Знакомство с новичками. Беседа с
родителями и детьми о целях, задачах, требованиях обучения. Выбор
родительского комитета. Обсуждение и решение коллективных задач:
оформление и оборудование класса, подготовка костюмов к концертам,
организация культурных мероприятий.
Тема 1.2. Партерный экзерсис
Теория: Понятие «партерный экзерсис» и «выворотность», «натянутость
стоп».
Практика: Упражнения для развития мышц и подвижности суставов,
подвижности и натянутости стоп. Развитие выворотности в тазобедренном и
коленном суставах. Укрепление мышц живота и спины. Растяжки и шпагаты
Тема 1.3. Изучение элементов классического экзерсиса у станка
Теория: Знакомство с понятием «экзерсис». Знакомство с элементарной
анатомией: тазобедренный сустав и его подвижности, коленный сустав,
голеностопный сустав.
Практика: Разучивание поклона. Знакомство с исходным положением –
«лицом к станку». Положение рук на станке. Правильная
постановка
корпуса. Проучивание позиций ног. Положение стоп «полупальцы». Лицом к
станку:
Demi plie по I, II, III, V позициям
Battement tendu по I, III позиция в сторону, вперед, назад
Battement tendu jete по I позиции
releve по I, II, III, позициям
Battement releve lent на 45 в сторону
10
Тема 1.4. Изучение элементов классического экзерсиса на середине зала
Теория: Позиции рук: I, II, III, подготовительная; поза en face
Практика: Изучение элементов у станка стоя на середине. Движение рук
через I, II, III, позицию. Поза en face. I port de bras в позе en face.
Тема 1.5. Прыжки
Теория: понятие pas sauté. Правила исполнения прыжков
Практика: Pas sauté по I, II, III, IV позициям. Прыжки с прямыми и согнутыми
ногами, с поворотом, по IV позициям стоя на месте.
Раздел 2. Элементы и движения танца «модерн»
Тема 2.1. Основные понятия танца «модерн». Упражнения на развитие
специфических танцевальных, физических способностей
Теория: Основные понятия танца «модерн» - «центр», «гравитация»,
«контракция», «арч».
Практика: Упражнения включающие понятия «центр», «гравитация».
Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях тела.
Упражнение на дыхание. Упражнения на развитие подвижности стопы.
Упражнения для рук. Упражнения на середине зала стоя, сидя, лежа. Изучение
и отработка позиций и положений рук, ног, головы, корпуса. Танцевальные
шаги. Прыжки.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, развернутые композиции, этюды
Теория: Понятие «танцевальная комбинация», «развернутый этюд»
Практика: Развитие движения: полупальцы, полуповороты на месте, по VI, III
позициям ног, смена ракурса продвижения, смена ритма, смена рисунка
продвижения (круг, линия, колонна).
Тема 2.3. Импровизация обучающихся
Теория: Понятие «импровизация»
Практика:
движение
Импровизация в форме игры. Эмоционально окрашенное
в
пространстве.
Танец
под
музыку
и
без
музыкального
сопровождения.
11
Раздел 3. Общая физическая подготовка
Практика: Упражнения по кругу, общая гимнастика. Укрепление мышц
стопы, живота, рук, ног. Выворотность, растяжка
Раздел 4. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс
Теория: Основа танца. Задачи коллектива в целом. Учет возрастных
особенностей обучаемых. Правила поведения на сценической площадке.
Организация подготовки к выступлению.
Практика: Выученные элементы базового уровня обучения. Эмоциональная
отзывчивость, творческая активность детей. Индивидуальные
репетиции
концертных
номеров.
Освоение
заданного
и сводные
сценического
пространства. Подготовка коллектива к выступлениям.
Раздел 5. Концертная деятельность
Практика: Подготовка и проведение открытых занятий и концертных
номеров. Участие в отчетном концерте, в новогоднем представлении и в
концертах, посвященных различным праздникам. Участие в конкурсах и
фестивалях.
Раздел 6. Культурно-просветительская и проектная деятельность
Теория: Понятие проекта в хореографии. Основы проектной деятельности. Что
такое индивидуальный вклад в общий проект студии танца «Юнона».
Практика: Участие в проекте «С любовью, Юнона». Просмотр видеозаписей
концертов и конкурсов.
Модуль « Актерское мастерство»
Раздел 7. Актёрское мастерство в хореографии
Тема 7.1. Введение в раздел «Актерское мастерство в хореографии»
Теория: Вводное занятие, техника безопасности. Инструкция по общим мерам
безопасности. Понятие актерского мастерства в искусстве хореографии.
Хороший танцор – актер.
Тема 7.2. Упражнения для развития мышц лица.
Практика: Гимнастика для всех групп мышц лица. Передача внутреннего
состояния через мимику лица.
12
Тема 7.3. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела
Практика: Упражнения для передачи внутреннего состояния с подключением
всего тела. Переход мышц из напряженного состояния в расслабленное.
Упражнения «ссора», «примирение», «ура!».
Тема 7.4. Упражнения на отработку поз и жестов
Теория: Внутренний посыл. Роль позы и жеста в хореографии.
Практика: Упражнения на выразительность жестов «Смотри», «Я рад»,
«Слушай», «Лечу!». Упражнения на выразительность позы.
Тема 7.5. Единство музыкального материала и актерской игры.
Теория: Музыкальное произведение как эмоциональный разговор.
Практика:
Упражнения
на
развитие
образного
восприятия
музыки.
Пластический рассказ на музыкальный отрывок.
Раздел 8. Развития навыков общения с партнером по танцу
Теория: Взаимодействие с партнером. Взаимодействие со зрителем.
Практика: Упражнения во взаимодействии с партнером: «дай откусить»,
«записочка на уроке». Пластический вопрос к партнеру. Внутреннее
состояние. Хореографический разговор.
Раздел 9. Создание пластического образа. Этюды
Теория: Движение в образе. Смена настроения.
Практика: Этюды со сменой настроения и небольшим развитием действия.
Игры по сказкам. Танцевальные движения в образе. Пластические этюды:
«Подарок», «Утро», «Бабочки», «Заколдованный
лес,
«Город
роботов»,
«Умирающий лебедь», «Осенние листья».
2.4. Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:
-
сформированы
в
соответствии
с
возрастом
личностные
качества:
ответственность, доброжелательность, трудолюбие;
13
- владеет начальными навыками здорового образа жизни;
- сформирован устойчивый интерес к танцу, к профессии хореографа.
Метапредметные результаты:
- развиты восприятие ритма и чувство ритма, координация движения
имузыки;
- развиты в соответствии с возрастом самоконтроль, самодисциплина,
проявляет потребность в саморазвитии, в качественном выполнении задания;
- умеет выразить образ через танцевальные движения;
- знает систему физических упражнений для повседневного использования.
Предметные результаты:
- знает основные понятия классической хореографии и современного танца;
- знает комплекс физических упражнений на развитие основных групп мышц;
- знает упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы;
- знает элементы актерской техники;
- выполняет танцевальные комбинации (на 16 тактов, 32 такта и более) в
ансамбле и соло;
-
исполняет
композиции
из
репертуара
студии
танца
«Юнона»,
соответствующие возрасту и уровню подготовки.
14
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание обучения по программе
15
30
4
60
сентябрь
30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул
февраль
3.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение программы:
Кабинет хореографии, кабинет актерского мастерства.
Станок
Зеркала
Музыкальный центр
Гимнастические коврики - 24 шт.
Утяжелители 0,5 кг - 20 пар
Скакалки - 15 шт.
Диски, флэш карты
Костюмы
Реквизит для хореографических постановок
Кадровое обеспечение:
Реализовать программу по модулю «Хореография» может педагог
дополнительного
образования,
имеющий
высшее
профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по специальности
15
«хореография»,
владеющей
навыками
преподавания
классического,
современного и эстрадного танца. Для занятий сценическим мастерством –
модуль «Актерское мастерство» - необходимо привлечение педагога –
преподавателя сценического мастерства.
Методическое обеспечение:
Основные методы обучения:
-
Методы
способствуют
программы
визуального
более
курса
и
аудиального
быстрому,
обучения,
глубокому
повышения
восприятия,
и
прочному
интереса
к
которые
усвоению
изучаемым
упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений и связок,
демонстрацию мастер-классов в формате видеозаписей, прослушивание
ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное
чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных
отрывков. Всё это способствует воспитанию визуальной и музыкальной
памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку
двигаться ритмично.
-
Игровой
ритмических
метод
игр.
используется
Этот
метод
при
проведении
основан
на
музыкально
элементах
—
здорового
соперничества детей между собой и повышении ответственности каждого
за достижение определённого результата. Такие условия повышают
эмоциональность обучения.
- Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные
основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с
музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов
использования слова в обучении:
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку,
16
рассказ,
беседа, обсуждение
Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся:
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В
эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их
основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых
разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое
упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения,
улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также
применяться при изучении сложных движений.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной деятельности и личностно-ориентированного обучения,
позволяющими максимально реализовать личностный и творческий
потенциал каждому обучающемуся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся ансамбля
(техника
безопасности,
правила
поведения
в
танцевальном
зале,
транспорте, общественных мероприятиях, требования к обучающему
процессу).
2. Тематические беседы о хореографии и актерском мастерстве танцора.
3. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
17
концертов хореографических коллективов
7. Участие в благотворительных концертах.
Информационное обеспечение
Важным условием для получения результатов является применение:
• Аудиозаписей для разминки;
• Аудиозаписей для музыкального сопровождения номеров;
• Видеоматериалов с выступлениями хореографических коллективов,
методикой исполнения движений;
• Создание и администрирование интернет сообщества студии (группа
ВКонтакте, WhatsApp), в которых происходит обсуждение актуальных
вопросов, публикация фото и видеоматериалов с выступлений студии, видео
мастер-классы.
Электронные
ресурсы
с
материалами
по
хореографии:
https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
-отчетный концерт;
-участие в конкурсах разных уровней;
-зачетные мероприятия по стретчингу и ОФП;
-открытые занятия для родителей.
Оценочные
материалы,
позволяющие
оценить
уровень
освоения
программы, представлены в Приложении: «Карта развития физических
данных»,
«Карта
профессионально
дополнительной
диагностики
значимых
уровня
качеств»,
общеобразовательной
развития
«Сводная
универсальных
карта
общеразвивающей
освоения
программы
(предметная компетентность)»
18
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
19
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии /
И.Г.
Есаулов.
-
СПб.:
Планета
Музыки,
2019.
-
256
c.
5. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,
2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. –
112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,
2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
5. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
6. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
20
Приложение
Карта развития физических данных (по 5-балльной шкале)
ФИ ребенка
возраст
№
упражнение
1.
Прыжок с места
2.
Пресс (30 сек)
3.
Шпагат:
Правый
Левый
Поперечный
4.
«Мостик»
Высота
Расстояние от
рук до ног
5.
Отжим от пола
6.
Стопа
7.
Ахилл
8.
«Бабочка»
9.
«Французская лягушка»
сентябрь
показатели
декабрь
май
группа
примечание
10. «Коробочка»
11. Подвижность плечевого
сустава:
Ширина по
скакалке
Угол наклона
12. Скакалка
(30 сек)
13. Наклон вперед до пола
14. Наклоны в сторону с
палкой
21
Средний балл
Установка на ЗОЖ
Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками
Инициативность
Самоконтроль
результатов личной
деятельности
Ответственность
Личная организованность
Трудолюбие
Ориентация на успех
Способность к
конструктивному
взаимодействию
Ф.И.
обучающег
ося
Усвоение социальных
норм и правил
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся
1.
2.
Оценочная шкала:
1балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
4балла – продвинутый уровень (качество развито).
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы
А
Б
В баллах
(А+Б):2
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).
22