ДООП Гармония танца

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования – Дом детства и юношества

ГАРМОНИЯ ТАНЦА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок обучения – 4 года
Возраст обучающихся - 7-11 лет

Автор-составитель:
Орлова Елена Евгеньевна
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 г
1

Содержание
№

Название раздела

С

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

7

1.3. Содержание программы

8

1.4. Планируемые результаты и способы их определения

18

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

20

2.2. Условия реализации программы

21

2.3. Формы аттестации и контроля, оценочные материалы

23

Список литературы

24

Приложение

26

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
В педагогике с древних времен известно, насколько велика роль танца —
синтеза музыки и пластики. Об этом не раз говорили в Древней Греции, где высоко
ценится основа всего прекрасного на земле — Гармония. Платон утверждал, что нет
лучшего метода воспитания, проверенного опытом веков, который может быть
выражен в двух видах: гимнастика души и гимнастика тела. Поэтому, одно из
ведущих мест в воспитании предопределено танцу, где гармонично сочетаются
музыка и пластика. Гармония и ритм способны глубоко проникнуть в душу,
овладеть ею и наполнить красотой, чистотой, искренностью.
Занятия хореографией способствуют формированию четкости и точности
выполнения движений, запоминанию простых и сложных комбинаций, что
сказывается на всей учебной деятельности обучающихся. Дети пополняют багаж
знаний о танцевальном этикете, музыкальной грамоте, истории появления и
развития хореографического искусства, начиная с обрядового танца наших предков,
завершая основами современной хореографии. Социальное значение танцевальному
творчеству обучающихся придает тот факт, что они вместе с педагогом входят в
контекст современной художественной культуры России.
Программа «Гармония танца» актуальна, так как:
1)

разработана в соответствии со следующими современными нормативными

правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).


Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от

29.05.2015 №996-р)
3



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №

629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №

467

«Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;


Требования

к

дополнительным

общеобразовательным

общеразвивающим

программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д4;


Устав МАУ ДО – ДДиЮ;



Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
4

2)

актуальна,

так

как

отвечает

региональным

социально-экономическим

потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном, профессионально
организованном и содержательном досуге, в творческом и личностном развитии
детей с применением здоровьесберегающих технологий, созданием комфортной
атмосферы и «ситуаций успеха», стимулирующих мотивацию детей к занятиям
хореографией. Отвечает желанию детей танцевать, выступать на сцене,
стремлению быть яркими и успешными.
Дополнительная образовательная программа «Гармония танца» является
компилятивной. При составлении данной программы разработчик опирался на
«Программы хореографического коллектива «Надежда», Бузина Т.В. М., 2013 г. и
программу «Ритмика и танец» Сивковой М.Г., г. Сыктывкар, 2014 г.
Отличительной

особенностью

программы

«Гармония

танца

»

стало

увеличение количества часов на практические занятия по ритмике и партерную
гимнастику. Новизна программы заключается в расширении содержания учебного
материала за счет включения раздела «Основы народного танца».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
принцип

психологической

комфортности;

принцип

успешности;

принцип

доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы - дети в возрасте 7 - 11 лет без предъявления требований к
уровню

подготовки

противопоказаний.

и

способностям,

но

Психофизиологические

при

отсутствии

особенности

детей

медицинских
младшего

школьного возраста. В период 7 - 9 лет все размеры тела увеличиваются
относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 8 - 10 см,
массы тела – около 3 кг. К 9-ти годам увеличивается мышечная сила, дети уже
5

способны к достаточно длительному мышечному напряжению, но при длительной
физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во
время занятия надо разнообразить. В младшем школьном возрасте основной тип
деятельности обучение. Детям 10 – 11 лет свойственны подвижность, конкретность
мышления, большая впечатлительность, стремление быть «лучшим». Суждения и
оценки сверстников важны в этом возрасте, но при этом высок авторитет педагога.
Дети с удовольствием занимаются творчеством, в том числе, танцами, хотят
выступать на сцене, нуждаются во внимании и поощрении со стороны педагога.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час для детей 7 - 9
лет равен 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4. Количество детей в группе – до 15 человек.
Объем программы – 144 часа (36 недель) в год, общий объём программы –
432 часа, 108 недель
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель,

представляющая

собой

линейную

последовательность

освоения

содержания.
Срок освоения программы: 3 года
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
концерт.
Перечень

форм

подведения

итогов

реализации

общеразвивающей

программы «Танцевальный класс»: открытые занятия, показательные выступления
перед родителями. В конце учебного года проводится отчётное занятие.

6

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы – развитие личностных, физических и творческих способностей
детей через освоение хореографического искусства.
Задачи программы:
Обучающие:


обучать основам хореографии классического и современного танцев в

соответствии с программой разных лет обучения;


приобщать обучающихся к достоянию культуры путем ознакомления с

историей возникновения и развития танца;


знакомить с техническими приёмами танцоров разного стиля;



обучать элементам актерской техники, необходимой в хореографии.

Развивающие:


развивать и совершенствовать способности передавать посредством

танца определенное образно-эмоциональное состояние;


развивать

компетенции

самоконтроля,

самовоспитания,

самодисциплины, саморазвития;


развивать и совершенствовать исполнительские качества и навыки,

необходимые танцовщику для работы над хореографическим произведением
любого жанра и стиля.
Воспитательные:
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни и систематических занятиях
танцем; содействовать правильному физическому развитию организма детей;
 развивать у детей такие ценные качества личности, как адаптивность,
инициативность,

креативность,

общительность,

трудолюбие,

честность,

ответственность, скромность;
 пробуждать интерес к профессии хореографа.

7

1.3.Содержание программы
Учебный план
1 год обучения (Стартовый уровень)
№
п/п

Название раздела, темы

Всего

1

Вводное занятие

2

Азбука танцевального
движения

3

Постановка корпуса

5

Основы классического
танца

7
8

Основы народного танца

Клубные часы

20

15

Партерная гимнастика

Репетиционнопостановочная
деятельность

Формы
контроля/аттес
Теория Практика
тации

1

4

6

Количество часов

15

26

26

4

4

4

6

6

1

Беседа

16

Зачетное
занятие

11

Зачетное
занятие

11

Зачетное
занятие

20

Зачетное
занятие

20

Зачетное
занятие
Концерт

40

40

1

1

144

24

Беседа

120

Содержание программы
1 год обучения
1.Вводное занятие
Теория: Знакомство учащихся с понятием «Хореография». Постановка целей и
задач на текущий год, обсуждение правил техники безопасности на занятиях.
8

Разговор

о

необходимой

форме

для

успешной

работы

на

занятии.

Практика: Проведение разминки под музыкальное сопровождение, игровые
минутки «Познакомимся», «Вставайте в круг»
2.Азбука танцевального движения
Теория: Мелодия и движение. Музыкальные размеры: 4/4; 2/4; ¾. Контрастная
музыка (быстрая, медленная, веселая, грустная). Перестроение из одних рисунков в
другие. Повороты, наклоны и выпады.
Практика: Музыкально-пространственные упражнения (маршировка в темпе и
ритме музыки; шаг на месте вокруг себя, вправо, влево; повороты на месте).
Маршевый шаг с перестроением в различные танцевальные рисунки, танцевальные
шаги. Движения на координацию (передача образов животных). Выделение

сильной доли.
3.Постановка корпуса
Теория: постановка корпуса. Беседа с обучающимися о значении осанки, просмотр
видеоматериала, работа с плакатами.
Практика: постановка корпуса. Выполнение комплекса упражнений, благотворно
влияющих на развитие опорно-мышечного аппарата, устойчивости корпуса,
укреплению спины и сохранению осанки.
4. Партерная гимнастика
Теория - партерная гимнастика. Беседа с обучающимися о значении осанки,
просмотр видеоматериала, работа с плакатами.
Практика: партерная гимнастика. Выполнение комплекса упражнений, благотворно
влияющих корректировку походки, устранение дефектов в осанке. Партерная
гимнастика и постановка корпуса изучаются совместно, что дает обучающимся
лучшее представление о значении пластики и силы мышц.
5.Основы классического танца
9

Теория: Разговор с обучающимися о значении классического танца. Предоставление
видеоматериала с балетными постановками и открытыми занятиями в ведущих
ВУЗах страны. Практика: Знакомство с позициями ног и рук (позиции ног — 1; 6;
позиция рук – подготовительная, первая). Полуприседания (деми – плие) – по 1
позиции. Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в 1; 6 позициях. Батман тандю
(вперед и в сторону). Прыжки соте (по 6 позиции с паузами и без).
6.Основы народного танца
Теория:

Разговор

с

обучающимися

о

происхождении

народного

танца.

Предоставление наглядного материала. Рассказ о характерных особенностях той или
иной страны. Важность правильного исполнения и работы в ансамбле (соблюдение
синхронности исполнения). Игровые минутки (русские народные игры).
Практика: Русский поклон. Шаги русского народного танца ( простой, переменный,
с каблука). Создание танцевального этюда «Катюша», «Во саду,ли…».
7. Репетиционно-постановочная деятельность
Теория: Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной работы.
Постановка целей и задач. Решение возникающих вопросов/ правила поведения во
время массовых мероприятий.
Практика:

«Музыке

в

такт»,

«Поварята»,

«Кошки-мышки».

Комбинации

классического и народного танца на середине зала под музыкальное сопровождение.
8. Клубные часы
Практика: Дважды в год у обучающихся есть возможность провести время с
родными, занимаясь любимым, творческим делом. В последний учебный день мая,
проводится открытое занятие или праздничный концерт. Это не просто праздник, а
тематическое мероприятие, которое проходит радостно, весело и оставляет массу
приятных впечатлений.

10

Учебный план
2 год обучения (базовый уровень)
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Организационное
занятие

2

Азбука танцевального
движения

3

Количество часов
Всего

Теори
я

Форма
контроля/аттест
Практ
ация
ика
Беседа

1

Постановка корпуса

20
15

1
4
3

16

Зачетное
занятие

12

Зачетное
занятие

12

Зачетное
занятие

20

Зачетное
занятие

20

Зачетное
занятие

4

Партерная гимнастика

5

Основы классического
танца

6

Основы народного
танца

7

Репетиционнопостановочная
деятельность

40

8

Клубные часы

2

1

1

144

23

121

14
26
26

2
6
6

Концерт
40
Беседа

Содержание программы
2 год обучения
1. Организационная работа.
Теория: Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники
безопасности на занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового
учебного года. Если в коллективе присутствуют новые участники, то необходимо

11

познакомить

всех

друг

с

другом.

2. Азбука танцевального движения.
Теория: Особенности музыкального ритма «Марш». Особенности музыкального
ритма «Вальс». Просмотр видеоматериала для наилучшего усвоения материала.
Быстрые и медленные хороводы, плясовые (отличительные особенности каждого
ритма). Понятие «акцент».
Практика: Акцентирование сильной доли такта в шага ( Марш, Вальс). Вступление и
финал в танце. Перестроение по линии танца ( хоровод и плясовая). Проведение
первой проверочной работы ( зачета) для проверки усвоения полученных знаний.
3. Постановка корпуса.
Теория: В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает
необходимость

в

очередном

повторе

материала

«Значение

осанки».

Практика: дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса .
4.Партерная гимнастика
Теория: детальном рассмотрении работы мышц.
Практика: изученных новых упражнений как на середине зала, так и на ковриках.
5.Основы классического танца.
Теория: Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или середине
зала обучающимся дается информация о названии движения, его перевод (в
классическом танце используются иностранные названия движений, поэтому детям
необходимо пояснять и помогать запоминать их). На каждом занятии теория и
практика неразрывно связаны.
Практика:

Разучивание поклона. Знакомство с понятием – «лицом к палке».

Правильная постановка корпуса, рук и головы, положение стоп «полупальцы».
1. Demi plie и grand plie поI, II, IV, Vпозициям
12

2. Relevé
3. Battement tendu по Iпозиция в сторону, вперед, назад
4. Battement tendu jete по I позиции
5. rond de jamb parterre
6. sur le cou de pied
7. battement fondu
8. battement frappe
9. petit battement
10.rond de jamb en l'air
11.relevelent
12.développe
13.grand battement

Прыжки
Теория: понятие pas sauté. Правила исполнения прыжков
Практика: Pas sauté поI, II, III, IV позициям. Прыжки с прямыми и согнутыми
ногами, с поворотом, по IV позициям стоя на месте. Повторение и закрепление
упражнений классического танца 1 года обучения. Полуприседание

и полное

приедание (деми-плие и гранд плие) – по 1 и 2 позиции. Вытягивание ноги на носок
(батман тандю) – 1 позиция вперед, в сторону, с плие, Батман тандю жете вперед и в
сторону ( по 1 и 5 позиции). Круг ногой вперед/назад (Ронде жам партер). Фондю
лицом к станку по 1 п. Фраппе лицом к станку по 1п. Медленное поднимание ноги
вперед на 90 градусов (релевелянт и девлопе). Прыжки вверх с обеих ног (соте) – в 1
и 2 позициях. Пор де бра (упражнения для рук, головы и корпуса).
6.Основы народного танца
Теория: Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой
неразрывно связаны. Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется,
13

приводятся примеры его использования в танцевальных номерах (видеоматериал, и
иллюстрации), а только потом обучающиеся вместе с педагогом стараются его
выполнить.
Практика: Хороводный шаг на носочках. Шаг с притопом, тройной притоп.
Подскок по кругу в парах и по диагонали. «Припадание» и «упадание».
«Молоточки» на месте и в сочетании с бегом по диагонали. Простые дроби
Перестроение из одного круга в два и обратно, движение по часовой и против
часовой стрелки, «змейка», «снежинка». Разучивание элементов итальянского танца
«Тарантелла» ( высокие подскоки, выброс вперед вытянутых носочков, комбинации
с поворотами и хлопками, характерные для данного танца).
7. Репетиционно -постановочная деятельность.
Теория: Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной работы.
Постановка целей и задач. Решение возникающих вопросов/ правила поведения во
время массовых мероприятий.
Практика: Танцевальный этюд «Барыня». Танцевальный этюд «Тарантелла».
Показательное занятие на основе комбинаций классического и народного танца.
Хореографические номера: ««Во саду ли…», «Самовар»(народный танец), русская
пляска «Катюша», эстрадный танец «Я-модница!!!», «По лужам…», «На побывку
едет…».
8. Клубные часы
Практика: Дважды в год у обучающихся есть возможность провести время с
родными, занимаясь любимым, творческим делом. В последний учебный день мая,
проводится открытое занятие или праздничный концерт. Это не просто праздник, а
тематическое мероприятие, которое проходит радостно, весело и оставляет массу
приятных впечатлений.

14

Учебный план
3 год обучения (Базовый уровень)
Количество часов
№
п/п

Название раздела, темы

Всего

1

Организационное занятие

1

2

Азбука танцевального
движения

3

Постановка корпуса

20
15

Тео
рия
1

Беседа

4

10

Зачетное
занятие

10

Зачетное
занятие

10

Зачетное
занятие

10

Зачетное
занятие

20

Зачетное
занятие

3

4

Партерная гимнастика

5

Основы классического
танца

6

Основы народного и
эстрадного танца

7

Репетиционнопостановочная
деятельность

40

8

Клубные часы

1

1

144

24

15
26
26

Форма
Прак контроля/аттес
тика
тация

3
6
6

Концерт
40
Беседа
120

Содержание программы
3 год обучения
1. Организационное занятие
Теория: Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники
безопасности на занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового
учебного

года.

Практика: Проведение игровых танцевальных минуток.
2. Азбука танцевального движения.
15

Теория: Изучение динамических оттенков в музыке. Ритмический рисунок в музыке.
Развитие музыкальности.
Практика: Разбираются ритмические рисунки, динамические оттенки на примере
поставленных танцевальных этюдов и хореографических номеров
Создание танцевальных образов (эмоциональная выразительность и артистизм).
3. Постановка корпуса
Теория: В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает
необходимость в очередном повторе материала «Значение осанки». В этом учебном
году обучающиеся могут самостоятельно объяснять значение осанки, подготавливая
плакаты

(самостоятельная

работа).

Практика: дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса
упражнений.
4.Партерная гимнастика.
Теория: партерная гимнастика. Детальное рассмотрение работы всех мышц тела
человека.
Практика: партерная гимнастика. Изучение новых упражнений на ковриках и
середине зала.
5.Основы классического танца.
Теория: Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в
классической

хореографии

с

использованием

наглядного

материала.

Практика : Повторение и закрепление упражнений 1 и 2 года обучения.
Полуприседание (деми-плие) – по 1,2,5 позиции, (гранд-плие) по 1,2 позиции.
Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) по всем позициям.
Батман тандю, батман тандю жете назад. Рондде жам партер с паузами (en dehors андеор).
Фраппе и Фондю из 5п на 45градусов.
16

Упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра).
Адажио. Медленное поднимание ноги (релевелян и девлопе) вперед, в сторону.
Прыжки (эшаппе) из 1 позиции во 2 и обратно.
6.Основы народного и эстрадного танца.
Теория: Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой
неразрывно связаны. Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется,
приводятся примеры его использования в танцевальных номерах (видеоматериал и
иллюстрации), а только потом обучающиеся вместе с педагогом стараются его
выполнить. Новые термины так же доступно объясняются, если вызывают
затруднения. Перед изучением танцевальных этюдов той или иной народности, дети
знакомятся с отличительными особенностями, культурным достоянием, чтобы
иметь первоначальное представление о живущих там людях, их характере. А также
идет постепенное ознакомление с эстрадным танцем, его отличительными
особенностями.
Практика: Косичка.
Веревочка.
Тройной притоп.
Повороты на 3 шагах вправо, влево с пяткой и притопами.
Тройной шаг с притопом вперед, назад (в повороте).
Перескок с ноги на ногу.
Кружение в парах.
Одинарная дробь, двойная дробь.
Разучивание танцевальных этюдов на основе латышского и цыганского материала.
Элементы эстрадного танца (крестовой шаг, «пружинка», и др.).
17

7.Репетиционно-постановочная деятельность.
Практика: Танцевальный этюд на основе латышского материала. Танцевальный
этюд на основе цыганского материала. Танцы народов мира ( один танец по
выбору). Эстрадный танец «Любимая игрушка..», «Чунга-чанга». Русский танец
«Матрешки». Современный танец «По волнам счастья…».
8. Клубные часы.
Практика: Дважды в год у обучающихся есть возможность провести время с
родными, занимаясь любимым, творческим делом. В последний учебный день мая,
проводится открытое занятие или праздничный концерт. Это не просто праздник, а
тематическое мероприятие, которое проходит радостно, весело и оставляет массу
приятных впечатлений.
Учебный план
4 год обучения
Количество часов
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Организационное
занятие

2

Азбука
танцевального
движения

3

Партерная
гимнастика

4

Основы акробатики (
трюки и поддержки)

5

Основы
классического танца

6

Основы народного
танца

Всего

Теория

Форма
Практика контроля/аттестация
Беседа

1

1
Зачетное занятие

14

3

11
Зачетное занятие

10

4

6
Зачетное занятие

10

4

6
Зачетное занятие

26

4

22
Зачетное занятие

26

4

22
18

7

Основы
современного танца

Зачетное занятие

8

Репетиционнопостановочная
деятельность

30

30

9

Клубные часы

1

1

26

4

22
Концерт

144

24

Беседа

120

Содержание программы
4 год обучения
1. Организационное занятие
Теория: Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники
безопасности на занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового
учебного года. При наличии новых участников в коллективе проводится знакомство.
2. Азбука танцевального движения.
Теория : Знакомство с музыкальными терминами, означающими характер музыки.
Продолжение работы над развитием музыкальности.
Практика: Импровизация под музыкальное сопровождение ( образы в музыке).
Работа с карточками на определение характера музыки. Игровые минутки.
3.Партерная гимнастика.
Теория: Перед выполнением особо сложных упражнений детям объясняется
необходимость его изучения, область применения. Делается анализ достижений
каждого обучающегося.
Практика: Продолжение работы над растяжкой, развитием пластики и гибкости.
Увеличение времени для выполнения определенных упражнений ( «Складка»,
«Лягушка», «Бабочка», «Мостик», « Рыбка», «Самолетик», «Шпагат» продольный и
поперечный).
4.Основы акробатики. Трюки и поддержки
19

Теория:

Проведение беседы с учащимися о правилах безопасности в период

исполнения акробатических элементов. Просмотр видеоматериала по изучаемым
темам.
Практика: Разучивание трюковых элементов: «Колесо», «Кувырок вперед и назад»,
движение вперед и назад в положении «Мостик», основы исполнения трюка в
народном танце «Калинка» (девочки). Работа в парах по разучиванию простых
поддержек.
5.Основы классического танца
Теория: Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в
классической

хореографии

с

использованием

наглядного

материала.

Практика: Создание комбинаций деми-плие и гранд-плие с использованием
движения рук. ( На момент 4 года обучения участники коллектива могут постепенно
пробовать держать руку в стороне).
Батман тандю с плие и дегаже по всем позициям.
Батман тандю жете с пике по всем направлениям.
Ронд де жамб партер без пауз (en dehors –андеор/вперед и en dedans-андедан/назад).
Упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра).
Адажио. Медленное поднимание ноги (релевелян и девлопе) вперед, в сторону и
назад.
Большие броски ног из 1 и 5 п (Гранд баттман жете).
Прыжки соте и (эшаппе) из 5 во 2 и обратно.
. Основы вращения (тур шене) tour chaines.
6. Основы народного танца.

20

Теория: Изучение новых терминов, их значений. Знакомство с характерными
особенностями народов мира, которые предложены на данном этапе обучения.
Практика: Простой и двойной ключ. Сложные дроби, дробные дорожки.
«Моталочка». «Веревочка». «Ковырялочка» большая и маленькая. «Подбивка» из 6
п. «Вертушка» ( у девочек), простая присядка, «мячик», хлопушка ( у мальчиков).
Вращение «Бегунок» ( у девочек), выброска и «турчики» ( у мальчиков). Повторение
материала за 3 год обучения для создания комбинаций. «Веревочка» простая.
Разучивание танцевальных этюдов на основе украинского, белорусского и
осетинского материала.
7. Основы эстрадного танца
Теория: Знакомство с современным танцевальным направлением. Просмотр
видеоматериала. Изучение терминов, использующихся для обозначения тех или
иных движений.
Практика: Прослушивание и обсуждение характерной музыки для современного
танца «Хип-хоп». «Пружинка» в современном танце ( основы «Хип-хоп»).
Элементы танца «Хип-хоп» и соединение их в комбинации. Разучивание «Дорожки»
и «Подсечки».
8. Репетиционно-постановочная деятельность
Практика: танцевальный этюд на основе украинского танца «Гопак» или «Гуцулы».
. Танцевальный этюд на основе белорусского танца «Бульба».
. Танцевальный этюд на основе русского народного танца «Бабушкины сказки»,
«Русские зимы».
. Эстрадный танец «Страхи…».
. Современный танец «Чудеса..».
. Хореографическая сюита на военную тематику «Служили 2 товарища.».
9. Клубные часы
21

Практика: Дважды в год у обучающихся есть возможность провести время с
родными, занимаясь любимым, творческим делом. В последний учебный день мая,
проводится открытое занятие или праздничный концерт. Это не просто праздник, а
тематическое мероприятие, которое проходит радостно, весело и оставляет массу
приятных впечатлений.
1.4 Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:


сформированность основных эстетических потребностей, ценностей и чувств

обучающихся через приобщение к миру искусства;


наличие мотивации к танцевально - театральной деятельности;



сформированность культуры поведения в социуме и общения со сверстниками

и взрослыми в соответствии с возрастом;


наличие мотивации к развитию самодисциплины и ответственности, к

самосовершенствованию.
Метапредметные результаты:


наличие мотивации к здоровому образу жизни и стремления к поддержанию

здоровой физической формы;


развиты в соответствии с возрастом познавательные процессы:

память,

внимание, мышление, воображение, фантазия, наблюдательность;


развит в соответствии с возрастом эмоциональный аппарат, проявляется

способность сопереживать, вести диалог, выражать свои чувства, в том числе, в
танце
Предметные результаты:


знание основных специальных хореографических терминов;



овладение основами хореографии и современного танца в соответствии с

годом обучения;
22



имеет представление о танцевальном образе;



знаком с основными специальными хореографическими терминами;

 развито чувство ритма и ориентации в пространстве.
Оптимальным
мониторинга.

способом

проверки

Используются

результатов

«Карта

является

освоения

система

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы (предметная компетентность)»,
«Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых
качеств обучающихся».

(Приложение). Дважды в течение учебного года педагог

заполняет диагностические карты с целью выявления результативности учебно воспитательного процесса и закономерностей личностного роста и творческого
развития детей. Помимо анализа диагностических карт способом проверки
достигнутых результатов являются выступления детей на концертах, фестивалях и
конкурсах разного уровня, презентация проектов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:

итоговые

и

конкурсные

выступления,

открытые

занятия.

Запланированы родительские собрания, анкетирование родителей для выявления
степени удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг;
обязательное привлечение родителей к организации и проведению экскурсий,
концертов, конкурсов и фестивалей.
Форма промежуточной аттестации – отчётный концерт.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

№

Основные характеристики

п\п

образовательного процесса

1
2

Количество учебных недель
Количество учебных дней

36 в год
72 в год
23

3
4
5
6

Количество часов в неделю
Количество часов
Выходные дни
Каникулы

4
144 в год
31.12 – 09.01
Образовательная деятельность в
ДДиЮ осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

2.2.Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог со средним специальным
или

высшим

педагогическим

образованием,

любой

квалификационной

категории, обладающий знаниями и навыками для проведения занятий по
данной программе.
Методическое обеспечение:
В курсе обучения применяются как традиционные методы - вербальные,
наглядного восприятия, игровые и практические, так и инновационные
технологии: проектная и личностно-ориентированного обучения.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому,
глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения,
повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно
отнести:

показ

упражнений,

демонстрацию

плакатов,

рисунков,

видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая
помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию
музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет
привычку двигаться ритмично.
Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы
24

музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и
др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова
в обучении:
- объяснение,
- словесное сопровождение движений под музыку,
- рассказ,
- беседа, обсуждение
Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся:
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту
базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе
осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение
можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при
изучении сложных движений.
Игровой

метод

используется

при

проведении

музыкально

—

ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся
между собой и повышении ответственности каждого за достижение
определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность
обучения.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной

деятельности

позволяющими

и

максимально

личностно-ориентированного
реализовать

личностный

и

обучения,
творческий

потенциал каждому обучающемуся.
25

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
- Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся ансамбля (техника
безопасности,

правила

поведения

в

танцевальном

зале,

транспорте,

общественных мероприятиях, требования к обучающему процессу).
- Тематические беседы о хореографии.
- Посещение родителями открытых уроков и концертов.
- Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
- Родительские собрания.
- Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
концертов хореографических коллективов
- Участие в благотворительных концертах
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Мониторинг

результативности

освоения

предметной

составляющей

производится после завершения каждого этапа программы и включает в себя анализ
продуктов самостоятельной деятельности обучающихся, позволяющий определить
степень освоения каждого этапа освоения программы, выявить проблемные
моменты и скорректировать индивидуальную траекторию обучающегося, анализ
понимания и владения терминологией, опрос и обсуждение.
Мониторинг личностных и метапредметных достижений проводится как в
начале, так и в конце учебного года. Используется метод педагогического
наблюдения, проектный метод, беседа, опрос. Результаты фиксируются в
Индивидуальной

карте

диагностики

уровня

развития

универсальных

профессионально значимых качеств обучающихся а также в Карте развития
физических данных.
26

Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств
ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам программы. Итоговая
аттестация обучающихся проводится в форме участия в отчетном концерте
коллектива, а также в форме итогового занятия.

27

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии /
И.Г. Есаулов. - СПб.: Планета Музыки, 2019. - 256 c.
4. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
5. Фирилева, Ж.Е. Са-фи-дансе / Ж.Е. Фирилева. – СПб.: Питер, 2018.- 137 с.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,

2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. –
112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,
2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
- http://www.gallery.balletmusic.ru - Танец от древнейших времен до наших
дней: виртуальная галерея,
- http://www.musical-sad.ru/forum/10-67-1 (образовательный портал).
Рекомендуемые сайты:
http://www.horeograf.com/page/35
https://infourok.ru/drugoe.html
https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
https://ok.ru/group56757926625312/topics
https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
http://lessons-pv.ru/tanci-813.html

29

Приложение 1

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

Средний балл

Установка на ЗОЖ

Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками

Инициативность

Самоконтроль
результатов личной
деятельности

Ответственность

Личная организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

Способность к
конструктивному
взаимодействию

Ф.И.
обучающег
ося

Усвоение социальных
норм и правил

Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся

1.
2.
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла
– базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито).
30

Карта развития физических данных (по 5-балльной шкале)
ФИ ребенка

возраст

№

упражнение

1.

Прыжок с места

2.

Пресс (30 сек)

3.

Шпагат:
 Правый
 Левый
 Поперечный

4.

«Мостик»
 Высота
 Расстояние от
рук до ног

5.

Отжим от пола

6.

Стопа

7.

Ахилл

8.

«Бабочка»

9.

«Французская лягушка»

сентябрь

показатели
декабрь
май

группа

примечание

10. «Коробочка»
11. Подвижность плечевого

сустава:
 Ширина по
скакалке
 Угол наклона
12. Скакалка
(30 сек)
13. Наклон вперед до пола
14. Наклоны в сторону с

палкой

31

Карта уровня предметных компетенций обучающихся
детский коллектив ______________________________________ педагог _______________

Начало
уч. года

Ф ИО
обучающегося

Конец
уч. года

Теоретические
знаний по программе

– 20__

Начало
уч. года

учебный год, дата заполнения:_______

Конец
уч. года

Уровень
исполнительского
мастерства

Начало
уч. года

Конец
уч. года

Участие в концертах,
конкурсах
(достижения)

Средний балл

группа____ год обучения _____, 20__

Оценочная шкала:
1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3 балла –продвинутый уровень (качество развито).

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».