-
Основы изобразительного искусства. Профи - старт
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы - полгода
Возраст обучающихся - 13 – 16 лет
Разработчик:
Якушева Анна Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 г.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Умение рисовать, способность чувствовать форму и цвет полезны
современному человеку, независимо от сферы его деятельности. Традиционные
виды изобразительного искусства – живопись и графика – не утрачивают свою
актуальность в эпоху цифровизации
и компьютерной анимации. Занятия
рисунком и живописью способствуют не только развитию творческих
способностей детей, но и благоприятствуют формированию разносторонне
развитой успешной личности, способной к самовыражению посредством
изобразительного искусства. Обучаясь по программе продвинутого уровня,
обучающиеся вникают в принципы профессионального мастерства, познают
углубленно
законы
линейной
и
воздушной
перспективы,
овладевают
художественными средствами и приемами изображения, учатся использовать и
применять в работе принципы художественного построения произведения,
оперируя абстрактными и реалистичными образами.
Программа художественной направленности «Основы изобразительного
искусства. Профи - старт» актуальна, так как:
1)
разработана
нормативными
в соответствии со
правовыми
актами
и
следующими современными
государственными
программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№
629
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
2
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №093242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала, развития компетенций
3
креативности. Уральский регион богат художественной культурой, сильными
учебными заведениями художественной направленности, компании нуждаются
в креативных, умеющих мыслить нестандартно специалистах, находящих
новые пути решения проблем, видя в них вызов своим способностям.
3)
отвечает
потребностям
родителей
в
развитии
творческой,
познавательной сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и
коммуникативных навыков; предусматривает развитие
художественных
способностей,
индивидуальности;
отвечает
нестандартного
потребностям
у обучающихся
мышления,
детей
в
творческой
художественном
творчестве, в приобщении к миру современного искусства, в создании
авторских художественных произведений.
Теоретический базис данной программы выстроен на основе программы
дополнительного художественного образования детей Н.В. Гросул «Студия
изобразительного творчества», рекомендованной Министерством образования
и науки РФ в 2013 году. (Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества//
Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:
Просвещение, 2013) и программы «Школа рисунка – графическая грамота»
Ростовцевой Н.Н. Практическая часть программы – разработка автора.
Отличие данной программы от указанных программ заключается в
углубленном изучении
разделов
«Основы
композиции»
и
«Основы
живописи», а также во включении раздела «Основы проектной деятельности».
Программа является
первой
из
программ
второй
ступени
(продвинутый уровень) обучения по программе «Основы изобразительного
искусства» в коллективе «Юный художник». В основу программы положены
следующие дидактические принципы обучения: принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип
доступности;
последовательности;
принцип
принцип
научности,
наглядности;
систематичности
учет
возрастных
и
и
индивидуальных особенностей учащихся. Процесс обучения строится с
учетом применения современных образовательных технологий (проектных,
4
информационных,
личностно-ориентированных),
дифференцированного
подхода, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала и
предпрофессиональные компетенции.
Адресат программы – дети 13-16 лет, мальчики и девочки, завершившие
обучение по базовой программе «Основы изобразительного искусства».
Минимальное количество детей в группе – 10 человек. Максимальное
количество - 15 человек.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся возрастной категории 13 - 16 лет.
Средний школьный возраст (13 – 14 лет) характеризуется интенсивным
ростом и увеличением размера тела, а также в это период окончательно
выявляется склонность к определенным видам деятельности. Подростки
начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих
поступков.
Обладают
энтузиазмом
и
потребностью
в
творческом
самовыражении, самоутверждении. Как правило, подростки этого возраста
охотно взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности,
планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику.
Старший школьный возраст (15 – 17 лет) – вполне сложившиеся личности,
склонны проявлять самостоятельность и независимость от родителей, педагога.
Для старших подростков становятся чуждыми конкретные приземленные
образы,
характеры,
сюжеты.
Характерно
стремление
проявить
свою
независимость, индивидуальность, самореализоваться. Необходимо учитывать
это при подборе тем проектов и других творческих заданий.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 72 часа
Срок освоения программы: полгода, 18 недель
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
5
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальногрупповая,
в
условиях
временных
ограничений
–
с
использованием
дистанционных технологий.
Перечень видов
занятий:
практическое занятие, беседа, открытое
занятие, экскурсия
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках, итоговая выставка.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - развитие творческого и личностного потенциала
подростков путем углубленного обучения основам изобразительного искусства
Обучающие задачи:
расширять знания о художественных материалах и техниках;
развивать и совершенствовать навыки выполнения
графических и живописных композиций;
обучать основам проектной деятельности
Развивающие задачи:
развивать
способность
к
самовыражению
средствами
изобразительного искусства
формировать и развивать коммуникативные компетенции детей;
развивать навык работы с информацией;
активизировать критическое мышление и воображение детей.
Воспитательные задачи:
развивать
самоопределение,
личностные
качества:
самоорганизацию,
самостоятельность,
аккуратность,
терпение,
настойчивость в достижении цели;
способствовать
расширению
кругозора,
развитию
чувства
товарищества и личной ответственности путем реализации творческих
6
проектов.
способствовать развитию творческой активности.
1.2.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5
2.
2.1.
2.2
2.3.
2.4
2.5.
Общее
Перечень разделов, тем кол-во
часов
в том числе
теория практика
Графика
Современные
разновидности
графики. Сложный
натюрморт
Разнообразие средств
выразительности
современной графики.
10
2
2,5
0,5
2
Рисуем фигуру человека
с натуры. Пропорции.
Графические
композиции
«Городская графика»
«Зарисовки животных с
натуры».
Рисунок
мягкими
материалами
(соус, сепия, уголь,
пастель).
Основы композиции
Клаузура. Композиция
в разных жанрах.
Форма
контроля и
аттестации
6,5
1,5
Собеседование,
просмотр,
наблюдение
0,5
1,5
Просмотр,
наблюдение
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Просмотр,
наблюдение
Практика,
наблюдение
2
0,5
1,5
10
2
2,5
0,5
7,5
1,5
Многофигурные
композиции
Тематические авторские
композиции
Шрифтовая композиция
«Плакат»
2
0,5
1,5
Обсуждение
просмотр,
наблюдение
Наблюдение
2
0,5
1,5
Наблюдение
2
0,5
1,5
Авторская композиция
2
0,5
1,5
Обсуждение
практика,
наблюдение
Просмотр
7
Просмотр,
наблюдение
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
Цветоведение
Цветовые нюансы.
Отмывки. Выкрасы
Техника работы
масляной
краской
Основы живописи
Пейзаж в технике
масляной живописи
6
2
1
0,5
5
1,5
Просмотр
4
0,5
3
Просмотр
32
8
4
1
28
7
Наблюдение
4.2
Различные
техники
для разных жанров
8
1
7
Просмотр,
наблюдение
4.3.
Живописная
композиция
Учебная композиция
«Копии картин
известных живописцев»
Проектная
деятельность
Воспитательная
культурно-досуговая
деятельность
8
1
7
Наблюдение
8
1
7
Наблюдение
8
1
7
4
1
3
Просмотр, защита
проекта
Собеседование,
наблюдение
итоговое
занятие
2
-
2
4.4
5.
6.
7.
Итоговая выставка
Итого
72
12
Просмотр
60
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Графика
Тема 1.1. Современные разновидности графики. Сложный натюрморт
Теория: Современные варианты, стили и особенности графического
изображения, разновидности современной графики, способы выполнения
рисунка.
Практика:
упражнение
«Равномерность
штриховки»
(карандаш).
Выполнение натюрморта с натуры выбранным стилем графики. Просмотр и
обсуждение полученных результатов работы.
Тема 1.2. Разнообразие средств выразительности современной графики
8
Теория:
Линия, штрих, пятно – основные средства выразительности
особенности техник штриховка, тонирование, заливка.
Практика: упражнение «Акварельный переход». Натюрморт с натуры
(рисунок) акварельными карандашами. Просмотр и обсуждение работ
Тема 1.3. Рисуем фигуру человека с натуры. Пропорции
Теория: пропорции фигуры взрослого человека.
Практика: Передача
пропорций.
Передача
общей
формы
фигуры,
схожести. Штриховка. Просмотр и обсуждение работ
Тема 1.4. Графические композиции «Городская графика»
Теория: Архитектурная графика.
Практика: Упражнение «Сельские домики». Композиция графическая с
архитектурой «Мой двор». Просмотр, обсуждение
Тема 1.5. «Зарисовки животных». Рисунок мягкими материалами
(сепия, уголь, сангина).
Теория: разнообразие графических композиций, выполненных мягкими
материалами. Вспоминаем виды линий, особенности работы с мягкими
материалами
Практика: выполнение мягкими материалами «Зарисовку животного с
натуры», просмотр и обсуждение работ.
Раздел 2. Основы композиции.
Тема 2.1. Клаузура. Композиция в разных жанрах.
Теория: Основные
композиционные приёмы в пейзаже, портрете,
натюрморте.
Практика: Композиционные упражнения «Настроение в композиции»,
«Нюанс в композиции». Сюжетная композиция «У костра». Просмотр и
обсуждение работ
Тема 2.2. Многофигурные композиции
Теория: Построение сложной композиции. Основные приёмы.
Просмотр образцов.
Практика: Тематическая композиция с изображением фигур людей и
9
архитектуры. Мини-выставка, обсуждение работ.
Тема 2.3. Тематические авторские композиции
Теория: Повторение принципов статических и динамических композиций.
Практика: Просмотр видео ряда. Выбор темы, выполнение набросков,
вариантов компоновки. Выполнение композиции. Просмотр и обсуждение
композиций. Мини-выставка.
Тема 2.4. Шрифтовая композиция «Плакат»
Теория: Объединение шрифтовых элементов в композицию.
Практика:
упражнения
«Оформление
шрифта».
Композиционные
наброски. Выбор темы. Эскизы. Выполнение шрифтового плаката на
актуальную тему. Мини-выставка.
Тема 2.5. Авторская композиция
Теория: Повторение основных правил компоновки
Практика: Реализация авторского замысла в к о м п о з и ц и и «Времена
года». Эскизы, выполнение работы. Мини выставка, просмотр и обсуждение
работ.
Раздел 3. Цветоведение
Тема 3.1. Цветовые нюансы. Отмывки. Выкрасы
Теория: Что такое цветовые нюансы. Техника «Отмывка». Выкрасы.
Техники растяжки в живописи.
Практика: Упражнения на выполнение отмывки акварелью.
Тема 3.2. Техники работы масляной краской
Теория: Вспоминаем оттенки основных цветов. Техника работы маслом.
Особенности. Способы нанесения краски.
Практика: Упражнение «Пишем маслом на картоне».
«Пишем восход
солнца» - этюд. Просмотр работ.
Раздел 4. Основы живописи
Тема 4.1. Пейзаж в технике масляная живопись.
Теория: Вспоминаем: пейза́ж – жанр живописи, в котором основным
предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени
10
преображённая человеком природа. Техника работы с масляной краской,
удачные и неудачные варианты.
Практика:
Выполнение
работы
«Небо с облаками»
с
цветовыми
растяжками живописной техникой. Просмотр и обсуждение работ
Тема 4.2. Различные техники д л я разных жанров
Теория: Масляная живопись. Наслоение. Техника «Лессировка».
Пастозность. Различие данных техник. Натюрморт. Передача плотности,
прозрачности, фактурности в картине.
Практика: Выполнение работы «Ручей» в избранной технике. Просмотр,
обсуждение
Тема 4.3. Живописная композиция
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом. Темы композиций определяются
детьми. Выполнение постановочных натюрмортов с натуры. Просмотр и
обсуждение композиций. Мини выставки
Тема 4.4. Учебная композиция «Копии картин известных живописцев»
Теория: Что такое копия. Что такое «творческое копирование». Обучение
техникам живописи в процессе копирования
Практика: реализация этапов проекта. Просмотр. Выставка.
Раздел 5. Основы проектной деятельности
Теория: Творческий и исследовательский проект – признаки, отличия.
Проект «Мой Екатеринбург». Структура и содержание проекта. Планирование
этапов работы над проектом.
Практика: выполнение эскизов, обсуждение. Выполнение визуального
ряда к проекту. Просмотр, обсуждение, защита проекта
Раздел 6. Воспитательная культурно-досуговая деятельность
Теория: техника безопасности в быту и в городской среде, нормы
поведения в социуме. Призвание художника. Семейные ценности.
Практика: Виртуальные экскурсии по музеем изобразительных
11
искусств. Беседы с просмотром электронных коллекций Музеев мира.
Обсуждение знаковых произведений изобразительного искусства. Экскурсии на
выставки Екатеринбурга. Обсуждение увиденного, чаепитие с родителями.
Раздел 7. Итоговая выставка
Практика: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные
часы. Выбор и оформление творческих работ для выставки. Оформление
итоговой выставки. Просмотр и обсуждение
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
знание художественных материалов и техник изобразительного
искусства;
владение
навыками
выполнения
графических
и
живописных композиций;
владение основами проектной деятельности
Метапредметные результаты:
развита
способность
к
самовыражению
средствами
изобразительного искусства
сформированы
и
развиты
основные
коммуникативные
компетенции;
сформирован навык работы с информацией;
сформировано критическое мышление
развито творческое воображение детей.
Личностные результаты:
развиты такие личностные качества как самостоятельность, чувство
товарищества самоопределение, самоорганизация, аккуратность, личная
ответственность, терпение, настойчивость в достижении цели;
развита мотивация к расширению кругозора и саморазвитию путем
реализации творческих проектов.
12
проявляется творческая активность.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание занятий
18
36
4
72
сентябрь
30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
февраль
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
- столы и стулья для педагога и учащихся - 16 шт.,
- классная доска -1 шт.,
- шкафы и стеллажи для хранения наглядных пособий – 2 шт.,
-
мольберты - 12 шт.
- проектор – 1 шт.,
- ноутбк;
- экран – 1шт.
Материалы, необходимые для занятий по программе:
- ватман, акварельная бумага форматов А2, А3, А4;
- карандаши (различных степеней твердости), ластики;
- цветные карандаши, фломастеры;
- масляные, гуашевые и акварельные краски, не менее 12 цветов;
- кисти различных размеров;
13
- палитры;
- ножницы, линейки, точилки для карандашей, стаканы для воды.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор
методов
обучения
определяется
с
учетом
возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии:
личностно-ориентированные
технология
коллективного
творческого
технологии
дела
в
обучении;
информационно-
коммуникативных технологий и электронного обучения (онлайн-занятие;
мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
14
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
-
инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;
-
практическая работа;
-
физкультминутки;
-
подведение итогов, анализ, оценка работ;
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма
и уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется требования к тому,
чтобы обучающийся доводил работу до конца, чтобы качество изделия было
высоким.
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО.
Используемые ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ http://www.openclass.ru/w
iki-pages/50648 Страничка изобразительного искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ живопись акварелью
3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
5. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&top
ic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся живописи.
15
˗
Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.
˗
Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)
˗
Анкетирование родителей
˗
Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
˗
Группа для родителей в WhatsApp
Кадровые условия:
Занятие проводит педагог дополнительного образования, имеющий
специальное художественное образование и педагогическое образование.
Учебный план предполагает приглашение коллег, художников для проведения
мастер-классов,
психологических
семинаров
тренингов
и
совместных
на
проектов.
командообразование
Для
проведения
предусмотрено
привлечение педагога-психолога ДДиЮ.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к обучающимся (техника
безопасности, правила поведения в быту, транспорте, общественных
мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2. Тематические беседы об изобразительном искусстве.
3. Посещение родителями открытых занятий и выставок.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастерклассов, музеев
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится
диагностика
уровня
развития
16
личностных,
предметных
и
метапредметных компетенций (Индивидуальные диагностические карты в
Приложении). Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках,
итоговая
выставка. Запланированы 2 родительских собрания, анкетирование родителей
для
выявления
степени
удовлетворённости
качеством
дополнительных
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Форма итоговой аттестации - итоговая выставка
17
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М. Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство,
2018.- 184 с.
2. Гусакова, М. А. Аппликация / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2017.- 97 с.
3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова. М.: Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.
4. Корнева, Г.Н. Бумага / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 123 с.
18
5. Луковенко, Б. А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное
искусство, 2019.- 146 с.
6. Митителло, К.Р. Аппликация. Техника и искусство / К.Р. Мититтелло. - М.:
Эксмо-Пресс, 2018. – 172 с.
7. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.: Изобразительное
искусство, 2019. - 218 с.
8.Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. - М.: Внешсигма, 2018. – 279 с.
Литература для родителей
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.:
Искусство и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей
1.Винокурова, Н.К. Порисуем вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.- 174
с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А. Давыдова. –
Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.
19
Приложение 1
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
20…-20… уч.г. , … г.о. раздел- ……………..
А
Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы
В баллах (А+Б):2
Б
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне
слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3
балла – оптимальный уровень (качество присутствует).
Приложение 2
Карта диагностики уровня развития социальной компетентности
Личностное развитие
Сред.балл
Терпение
самостоятельность
Сила воли
Самоопределение
Саморазвитие
Самоорганизация
Культура
самопрезентации, в том
числе, в социальных сетях
Культура внешнего вида
Коммуникационная культура
Культура вербального
общения
Ф.И.О
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
20