ДООП Основы изобразительного искусства

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества

ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы- 3 года
Возраст обучающихся - 7 – 16 лет

Разработчик:
Якушева Анна
Юрьевна,
педагог
дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 г.

Содержание

1. Комплекс основных характеристик…………………………

3

1.1.Пояснительная записка……………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы………………………………….

6

1.3.Содержание программы……………………………………..

7

1.4.Планируемые результаты и способы их определения ……

30

2.Комплекс организационно-педагогических условий………

31

2.1.Календарный учебный график………………………………..

31

2.2. Условия реализации программы……………………………

32

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы………………...

35

Список литературы……………………………………………..

37

Приложения ……………………………………………………….

39

2

1.Комплекс основных характеристик

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Умение рисовать, способность чувствовать форму и цвет полезны
современному

человеку,

независимо

от

сферы

его

деятельности.

Традиционные виды изобразительного искусства – живопись и графика –
не утрачивают свою актуальность в эпоху цифровизации и компьютерной
анимации. Занятия рисунком и живописью способствуют не только
развитию творческих способностей детей, но и благоприятствуют
формированию разносторонне развитой успешной личности, способной к
самовыражению посредством изобразительного искусства. Обучаясь по
программе продвинутого уровня, обучающиеся вникают в принципы
профессионального мастерства, познают углубленно законы линейной и
воздушной перспективы, овладевают художественными средствами и
приемами изображения, учатся использовать и применять в работе
принципы

художественного

построения

произведения,

оперируя

абстрактными и реалистичными образами.
Программа

художественной

направленности

«Основы

изобразительного искусства» актуальна, так как:
1)

разработана в соответствии со следующими современными

нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия

воспитания

в

РФ

Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
3

до

2025

года

(Распоряжение

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019

№

467

«Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от
18 ноября 2015 №09-3242;


Требования

общеразвивающим

к

дополнительным

программам

для

общеобразовательным

включения

в

систему

персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д
от 26.02.2021;
 Приказ Министерства образования

и молодежной политики

Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические

рекомендации

общеобразовательных

программ

«Разработка
в
4

образовательных

дополнительных
организациях»,

утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2)

отвечает

потребностям

и

региональным
особенностям

социально-экономическим

образовательного

пространства

Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала, развития компетенций креативности. Уральский регион богат
художественной

культурой,

сильными

учебными

заведениями

художественной направленности, компании нуждаются в креативных,
умеющих мыслить нестандартно специалистах, находящих новые пути
решения проблем, видя в них вызов своим способностям.
3) отвечает потребностям родителей в развитии творческой,
познавательной сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и
коммуникативных навыков; предусматривает развитие

у обучающихся

художественных способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности; отвечает потребностям детей в художественном
творчестве, в приобщении к миру современного искусства, в создании
авторских художественных произведений.
Теоретический

базис

данной

программы

выстроен

на

основе

программы дополнительного художественного образования детей Н.В.
Гросул

«Студия

изобразительного

творчества»,

рекомендованной

Министерством образования и науки РФ в 2013 году. (Гросул Н. В. Студия
изобразительного

творчества//

Программы

дополнительного

художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2013) и
программы «Школа рисунка – графическая грамота» Ростовцевой Н.Н.
Практическая часть программы – разработка автора.
Отличие данной программы от указанных программ заключается в
5

углубленном изучении разделов «Основы композиции» и «Основы
живописи»,

а

также во включении раздела «Основы проектной

деятельности».
В

основу

принципы

программы

обучения:

психологической
доступности;

положены

принцип

творческого

комфортности;
принцип

последовательности;

следующие

принцип

научности,

принцип

дидактические

развития;

принцип

успешности;

принцип

систематичности

наглядности;

учет

возрастных

и
и

индивидуальных особенностей учащихся. Процесс обучения строится с
учетом

применения

(проектных,

современных

образовательных

информационных,

технологий

личностно-ориентированных),

дифференцированного подхода, при котором в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются
творческие начала и предпрофессиональные компетенции.
Адресат программы – дети 7-16 лет, мальчики и девочки, без
предъявления требований к уровню подготовки. Минимальное количество
детей в группе – 10 человек. Максимальное количество - 15 человек.
Характеристика

индивидуально-психологических

особенностей

обучающихся возрастной категории 7 - 16 лет.
Младший школьный возраст

(7 – 11 лет) характеризуется

интенсивным ростом и увеличением размера тела, а также в это период
начинает выявляться склонность к определенным видам деятельности.
Дети

начинают

мыслить

абстрактно.

Способны

прогнозировать

последствия своих поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в
творческом самовыражении, самоутверждении. Как правило, дети этого
возраста ценят мнение взрослого, учатся взаимодействовать в команде,
распределять роли и обязанности, планировать совместную деятельность.
Возраст 12 – 16 лет –почти сложившиеся личности, склонны проявлять
самостоятельность

и независимость от родителей, педагога. Для

подростков становятся чуждыми конкретные приземленные образы,
6

характеры, сюжеты. Характерно стремление проявить свою независимость,
индивидуальность, самореализоваться. Необходимо учитывать это

при

подборе тем проектов и других творческих заданий.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями
– 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы –144 часа в год, общий объем – 432 часа
Срок освоения программы: 3 года
Особенности
традиционная

организации

модель,

образовательного

представляющая

собой

процесса

–

линейную

последовательность освоения содержания.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальногрупповая, в условиях временных ограничений – с использованием
дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое
занятие, экскурсия
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки,
участие в конкурсных выставках, итоговая выставка.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - развитие творческого и личностного потенциала
подростков путем

углубленного обучения основам изобразительного

искусства
Обучающие задачи:


расширять знания о художественных материалах и техниках;



развивать и совершенствовать навыки выполнения графических и
живописных композиций; 



обучать основам проектной деятельности
Развивающие задачи:
7

 развивать

способность

к

самовыражению

средствами

изобразительного искусства
 формировать и развивать коммуникативные компетенции
детей;
 развивать навык работы с информацией;
 активизировать критическое мышление и воображение детей.
Воспитательные задачи:
 развивать

личностные

самоопределение,

качества:

самоорганизацию,

самостоятельность,

аккуратность,

терпение,

настойчивость в достижении цели;
 способствовать расширению кругозора, развитию чувства
товарищества

и

личной

ответственности

путем

реализации

творческих проектов.
 способствовать развитию творческой активности.
1.3.Содержание программы

№

1.

2.
2.1.

2.2.

Учебный план
1 год обучения
Общ
в том числе
Формы
Перечень разделов, тем
ее
теоре практи контроля
коли тическ ческие
чест
ие
(час.)
во
(час.)
часо
в
Собеседо
Введение в образовательную
вание,
программу
2
1
1
упражнен
ие
Рисунок
–
основа 16
3
13
изобразительного искусства
Что такое рисунок. Основные
2
0,5
1,5
Собеседо
инструменты и материалы для
вание,
рисования.
упражнен
ие
Линия – основное средство
4
0,5
3,5
Собеседо
8

выразительности в рисунке. «У
природы нет плохой погоды»
2.3.

Контурный рисунок «Осенний
сад». Ветки, листья, ягоды –
наброски с натуры

4

0,5

3,5

2.4.

Виды линий, передающие фактуру
предмета. «Крылья, ноги и
хвосты».
«Эмоджи». Рисунок: эмоции и
линии
Основы композиции
Основные виды и правила
композиции.

4

1

3

2

0,5

1,5

20
6

3,5
1

16,5
5

5

2.5
3.
3.1.

3.2

Линейная композиция. Орнамент

6

1

3.3.

Статическая
и
динамическая
композиция. «Заяц и черепаха»

2

0,5

3.4

Композиция в круге. Тарелочка

6

1

5

4.
4.1.

Основы цветоведения
Три волшебных краски

12
2

2
0,5

10
1,5

4.2.

Тёплые и холодные цвета

6

1

5

4.3.
5.

Сочетания цветов
Основы живописи

4
70

0,5
10

3,5
60

5.1.

История живописи. Жанры
живописи
Техника живописи
Яркий мир

4

2

2

34
32

6
2

28
30

5.2
5.3.

9

1,5

вание,
упражнен
ие
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Обсужде
ние
Собеседо
вание,
упражнен
ие
Практиче
ское
задание
Собеседо
вание,
упражнен
ие
Практиче
ское
задание
Обсужде
ние,
упражнен
ие
Обсужде
ние,
упражнен
ие
просмотр
выставк
а
Опрос
Практиче
ское
задание

6.

Проектная деятельность

12

4

8

6.1.

Проект «Интонации и эмоции в
творчестве художника»
Культурно-познавательная
и
экскурсионная деятельность
Итоговая выставка

12

4

8

10

1

9

2

-

2

Итого

144

24,5

119,5

7.
8.

Защита
проекта

Выставка

Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом.
Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в
изостудии. Организация рабочего места.
Практика: Индивидуальный знак – бейдж. Пишем на карточке бейджа имя
(простой карандаш, затем фломастеры) и украшаем её.
Раздел 2. Рисунок – основа изобразительного искусства
Тема 2.1. Что такое рисунок. Основные инструменты и материалы для
рисования.
Теория: Рисунок – основа графического изображения, назначение
рисунка, способы выполнения рисунка. Инструменты для выполнения
рисунка различного вида: карандаш, ручка, фломастер. Живопись
начинается с рисунка.
Практика: упражнение «Нарисуй и раскрась!» Дети по выбору рисуют и
раскрашивают кита, собачку, рыбку и т.п. разными инструментами.
Просмотр и обсуждение полученных результатов работы.
Тема 2.2. Линия как основное средство выразительности
Теория: Рисунок начинается с линии. Характер линии, виды линий.
Практика: упражнение «У природы нет плохой погоды». Простым и
цветным карандашом с использованием разных видов линий:

прямая –

вертикальная и наклонная (дождь), ломаная (гроза), волнистая (метель,
10

ветер), замкнутые округлые (град) изобразить разные состояния погоды.
Создание

символов признаков погоды времён года с применением

различных видов линий для «Календаря наблюдений» в кабинете.
изображение предметов с использованием различных видов линий.
Упражнения «Крылья, ноги и хвосты». Передать фактуру перьев птицы,
меха животных, чешуи рыб и т.п.
Тема 2.3 Контурный рисунок. «Осенний сад». Ветки, листья, ягоды –
наброски с натуры
Теория: контур предмета. Передача формы предмета контурной линией
Практика: Выполнение набросков и зарисовок с натуры веток деревьев,
осенних листьев, ягод рябины, калины простым карандашом
Тема 2.4 Виды линий, передающие фактуру предмета. «Крылья, ноги и
хвосты».
Теория: Что такое фактура. Как с помощью различных линий можно
передать фактуру предметов.
Практика: Упражнение «Крылья, ноги и хвосты». Гелевой ручкой дети с
помощью штриховых, прерывистых, волнистых и спиральных линий
изображают перья птиц, мех животных, чешую рыб и т.п.
Тема 2.5. «Эмоджи». Рисунок: эмоции и линии
Теория: что такое эмоджи в современных соцсетях. Просмотр вариантов
эмоджи.
Практика: придумать и выполнить в технике цветной графики свои
варианты эмоджи
Раздел 3. Основы композиции.
Тема 3.1. Основные правила композиции.
Теория: Композиция - организующий компонент художественной формы,
придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его
11

элементы друг другу и всему замыслу художника. Основными правилами
композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра,
симметрия

или асимметрия,

расположение

главного

на втором

пространственном плане.
Практика:

Заколдованная полянка. Совместно с педагогом сочиняя

сюжет, нарисовать полянку и ее сказочных обитателей
Тема 3.2. Линейная композиция.
Теория:

Линейная композиция

это

-

выстраивание

предметов

в

ритмический ряд.
Практика: Осенняя дорожка. Орнамент.

1) Нарисовать орнамент в

полосе из предложенных осенних листьев. Для этого согнуть лист поперек,
разделив

его

на

четыре

одинаковых

прямоугольника.

В

каждом

прямоугольнике аккуратно провести карандашом диагонали, вертикальную
и горизонтальную линии, проходящие через центр. Используя полученную
сетку, последовательно выписывать повторяющиеся элементы орнамента.
Обратить внимание на ритм формы и цвета. 2) Составить линейный узор в
технике аппликации из цветной бумаги. Основные элементы орнамента
(листики, кружочки, капельки т.п.) нарисовать на сложенной в несколько
раз бумаге и вырезать. Расположить их ритмичным орнаментом на
сложенной гармошкой бумажной полосе другого цвета.
Тема 3.3. Статическая и динамическая композиция. «Заяц и черепаха»
Теория: Статика - это определенное взаиморасположение частей и
элементов целого, вследствие чего, целое воспринимается спокойным,
устойчивым, равновесным, неизменным, монументальным. Как правило, у
статичных предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой
образуется форма. Динамика - это зрительное восприятие движения,
стремительности формы. Динамика - определенное взаиморасположение
частей и элементов целого, вследствие чего целое воспринимается или
статически неуравновешенным, или закономерно изменяющимся по каким12

либо направлениям (по вертикали, по горизонтали, по диагонали).
Практика: 1. «Прогулка по зоопарку».
посещения

зоопарка

неподвижных,

(виртуального)

медлительных)

и

в

Нарисовать по памяти от

животных
движении

в

покое

(спящих,

(бегущих,

летящих)

(карандаш). 2.Слушание сказки «Заяц и черепаха». Выполнить композицию
– изображение животных из сказки «Заяц и черепаха» (по выбору):
черепаха, улитка (статика), заяц, гепард, стая рыб и т.п. (динамика).
Просмотр и обсуждение композиций.
Тема 3.4. Композиция в круге. Тарелочка
Теория: Композиция в круге – это объединение

отдельных элементов

произведения в единое круговое пространство
Практика: упражнения «Ёлочный шар», «Летний венок». Композиция
(аппликация) «Декоративная тарелочка»
Раздел 4. Основы цветоведения
Тема 4.1. Три волшебных краски
Теория: основные цвета. Составные цвета. Радуга.
Практика: интерактив «Волшебные краски» Объединиться в четыре
группы. Каждой группе выдаются одинаковые наборы красок: красный,
синий, желтый, белый; листы белой бумаги и кисти. Извлекая из
«волшебной шляпы» шарики оранжевого, зеленого, фиолетового и
голубого цветов, педагог бросает их по очереди каждой группе. Задача
каждой группы: смешать из имеющихся красок свой составной цвет,
соответствующий цвету шарика; каждая группа представляет результат для
всех; получается радуга, которая потом трансформируется в круг.
Тема 4.2. Теплые и холодные цвета
Теория: Цветовой круг обычно делится на тёплую и холодную половины.
Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.
Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные — синефиолетовый, сине-зелёный.
13

Практика: Листопад. Нарисовать листья разных пород деревьев (по
предложенным педагогом вариантам) на одном листе. Раскрасить
акварельными красками, теплыми цветами.
Упражнение «Какого цвета снег?» (гуашь, кисти, губки). Композиция
«Снеговик во дворе».
Тема 4.3. Сочетание цветов
Теория: Что такое цвет. Смешивание цветов. Выделение деталей цветом.
Практика:

Выполнение

цветовых

растяжек

живописной

техникой

«Лессировка». «Небо, море, облака».
Раздел 5. Основы живописи
Тема 5.1. История живописи. Жанры живописи
Теория:

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с

передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую
или гибкую поверхность. Некоторые жанры. Портрет — изображение
человека либо группы людей, существующих или существовавших в
реальной действительности. Пейза́ж — жанр живописи, в котором
основным предметом изображения является первозданная, либо в той или
иной

степени

преображённая

человеком

природа.

Натюрморт

–

изображение предметов.
Практика: Написание натюрморта с натуры, написание портрета,
написание пейзажа по памяти и представлению.
Тема 5.2. Техника живописи
Теория:

Акварельная

живопись,

различные

техники

акварельной

живописи. Практика: Выполнение работы «Настроение»
Тема 5.3. Живописные композиции «Яркий мир»
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом Темы композиций: «Красавица
Осень», «Парусник», «Ночка». Выполнение постановочных натюрмортов с
14

натуры. Просмотр и обсуждение композиций. Мини выставки.
Раздел 6. Проектная деятельность
Тема 6.1. Проект «Интонации и эмоции в творчестве художника»
Теория:

Что такое проект?

Признаки проекта. Этапы работы над

проектом. Что такое интонации? Связь интонации с эмоцией. Передача
эмоций в творчестве художников
Практика: Планирование проекта. Прослушивание речи с разными
интонациями. Определение эмоции по интонации в речи. Просмотр
репродукций картин художников и определение переданной эмоции.
Произнесение названия картин с разными интонациями в соответствии с
увиденными эмоциями.
Тема 6.2. Реализация проекта «Интонации и эмоции в творчестве
художника»
Практика:

выполнение

детьми

трёх

вариантов

«эмоциональных

композиций» в соответствии с выбранной фразой. Презентация с
озвучиванием, защита. Обмен мнениями.
Раздел

7.

Культурно-познавательная

и

экскурсионная

деятельность
Теория:

Краткий очерк возникновения и развития культуры и

искусства. Краткий обзор «Изобразительное искусство от древнейших
времён до наших дней». Понятия национальных, общечеловеческих,
культурных, духовных и нравственных ценностей. Что значит быть
культурным человеком.
Практика: Беседы с просмотром репродукций, просмотр и обсуждение
знаковых произведений изобразительного искусства. Выполнение детьми
творческой самостоятельной работы «Рисуем письмо другу» с кратким
письменным (устным) комментарием
Раздел 8. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные часы.
15

Практика:

Выбор и оформление творческих работ для выставки.

Оформление выставки.
Учебный план
2 год обучения
№

1.
1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

2.
2.1.
2.2

2.3.

Обще
Перечень разделов, тем
е
колич
ество
часов
Рисунок
–
основа
16
изобразительного искусства
Рисунок как часть графики.
2
Основные
инструменты
и
материалы
графических
композиций
Линия, штрих, пятно и точка –
4
основное средство графической
выразительности.
«Морской
берег»
(гелевая
ручка,
карандаш)
Контурный рисунок «Берёзовая
4
роща». Ветки берёзы, листья
папоротника – наброски с
натуры
Виды
линий,
передающие
фактуру предмета. «Домашний
любимец»
(гелевая
ручка,
карандаш)
«Сказка
странствий».
Графическая композиция в
цвете
Основы композиции
Основные виды и правила
композиции.
Линейная
композиция.
Орнамент.
Символика
народного орнамента. Создание
орнамента
для
вязаного/вышитого изделия.
Статическая и динамическая
16

в том числе
теорет практич
ические
еские
(час.)
(час.)

Форма
контроля

2,5

13,5

0,5

1,5

0,5

3,5

0,5

3,5

Упражне
ние

2

0,5

1,5

Практиче
ское
задание

4

0,5

3,5

Практиче
ское
задание

18
2

3
0,5

15
1,5

4

0,5

3,5

Обсужде
ние
Собеседо
вание,
упражнен
ие

4

0,5

3,5

Практиче

Собеседо
вание,
упражнен
ие
Упражне
ние

2.4

композиция. «Пять стихий:
огонь, вода, воздух, земля,
железо».
Композиция в круге. Дизайн
часового циферблата

2

0,5

1,5

6

1

5

2.5.

Фэнтези-мир.
композиция

3.
3.1.

Основы цветоведения
Контрастные и родственные
цвета.

12
2

1,5
0,5

10,5
1,5

3.2.

Тёплые и холодные цвета

6

0,5

5,5

3.3.

Гармоничные сочетания цветов.
Букет.

4

0,5

3,5

4.
4.1.

Основы живописи
Жанры живописи: портрет,
пейзаж и натюрморт
Техника живописи акварелью и
гуашью.

56
4

8
2

48
2

25

4

21

4.3.
5.

Яркий мир
Проектная деятельность

27
30

2
5

25
25

5.1.

Проект
«По
следам
первобытных художников»
Проект «Интонации и эмоции в
творчестве художника»
Проект
«Копии
картин
известных художников»
Культурно-познавательная и
экскурсионная деятельность
Итоговая выставка
Итого

10

2

8

10

2

8

10

1

9

10

1

9

2
144

21

2
123

4.2

5.2.
5.3
6.
7.

Авторская

ское
задание

Содержание программы
2 год обучения
17

Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Собеседо
вание,
упражнен
ие
Обсужде
ние,
упражнен
ие
Обсужде
ние,
упражнен
ие
выставка
Практиче
ское
задание
Защита
проекта

итоговое
занятие
Просмотр

Раздел 1. Рисунок – основа изобразительного искусства
Тема 1.1.

Рисунок как часть графики. Основные инструменты и

материалы графических композиций.
Теория: особенности графического изображения, разновидности графики,
способы выполнения рисунка. Инструменты для выполнения графических
композиций: карандаш, уголь, тушь, гелевая ручка.
Практика: упражнение «Чёрным по белому, белым по чёрному».
Просмотр и обсуждение полученных результатов работы.
Тема 1.2. Линия, штрих, пятно и точка – основное средство графической
выразительности. «Морской берег». (гелевая ручка, карандаш)
Теория: Линии. Характер линии, виды линий.
Практика:

упражнение

«Морской

берег».

Простым

и

цветным

карандашом с использованием разных видов линий, а также гелевыми
ручками изобразить фактуры песка, гальки, камней, водоросли, морские
звёзды и т.п. Просмотр и обсуждение работ
Тема 1.3 Контурный рисунок «Берёзовая роща».
Теория: Передача формы предмета контурной линией различной толщины
и структуры.
Практика: Выполнение композиционных набросков и зарисовок с натуры
простым карандашом и гелевой ручкой. Ветки берёзы, сложные листья
папоротника.
Тема 1.4

Виды линий, передающие фактуру предмета. «Домашний

любимец».
Теория: Разнообразие фактур в природе. Как с помощью различных линий
можно передать фактуру природных поверхностей, меха животных
Практика: Упражнение «Домашний любимец». Простым карандашом
дети изображают фигуры домашних питомцев, подбирают фактуры,
гелевой ручкой передают фактуру меша, пуха и т.п.
Тема 1.5. «Сказка странствий». Графическая композиция в цвете
Теория: Просмотр графических композиций в цвете. Вспоминаем виды
18

линий, особенности восприятия цвета.
Практика: выполнить графическую многофигурную композицию «Сказка
странствий» в цвете, просмотр и обсуждение работ.
Раздел 2. Основы композиции.
Тема 2.1. Основные виды и правила композиции
Теория: Основными правилами композиции являются ритм, выделение
сюжетно-композиционного

центра,

симметрия

или асимметрия,

расположение главного на втором пространственном плане.
Практика:

Композиционные упражнения. Составление композиций из

предметов , расположенных на натурном столе. Просмотр и обсуждение
работ
Тема 2.2. Линейная композиция. Символика народного орнамента
Теория: Основные символы в народном орнаменте народов России
Просмотр образцов.
Практика: Рушник, фартук, шарфик. Орнамент в полосе из элементов
народного орнамента для текстиля и вязаных изделий. Мини-выставка,
обсуждение работ.
Тема 2.3. Статическая и динамическая композиция. «Пять стихий»
Теория: Повторение принципов статических и динамических композиций.
Просмотр видео ряда. Что такое «Стихии», символика стихий.
Практика: 1. «Пять стихий». Железо, земля – статика; огонь, воздух, вода
– динамика. Выбор стихии, выполнение композиции. Просмотр и
обсуждение композиций.
Тема 2.4. Композиция в круге. Дизайн циферблата
Теория: Композиция в круге – это объединение

отдельных элементов

произведения в единое круговое пространство
Практика: упражнения «Часы». Разработка и оформление дизайнерского
эскиза «Циферблат для моих часов». Мини-выставка.
Тема 2.5. Авторская композиция «Фэнтэзи мир»
19

Теория: Знакомство с искусством оформления фильма, игры. Просмотр
зрительного ряда. Жанр «Фэнтэзи»
Практика: «Фэнтези мир». Наброски, эскизы и выполнение авторской
композиции в жанре фэнтэзи. Мини выставка, просмотр и обсуждение
работ.
Раздел 3. Основы цветоведения
Тема 3.1. Контрастные и родственные цвета
Теория: Что такое контраст и контрастные цвета. Понятие родственных
цветов.
Практика: Упражнения «Фрукты-ягоды», «Осенняя роща», «По волнам».
Работа гуашью и акварелью.
Тема 3.2. Теплые и холодные цвета
Теория: Вспоминаем понятие теплый и холодный цвет. Тёплые цвета:
красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета:
синий, голубой, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, синезелёный.
Практика: Упражнение «Лёд и костёр». Акварель, гуашь. Выполнение
авторских композиций с использованием холодных и тёплых цветов.
Тема 3.3. Гармоничные сочетания цветов. Букет
Теория: Что такое цветовая гармония. Смешивание цветов. Выделение
деталей цветом.
Практика: Выполнение композиции «Букет» с цветовыми растяжками
живописной техникой «Лессировка». Просмотр и обсуждение работ
Раздел 4. Основы живописи
Тема 4.1. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт
Теория: Жанры. Портрет — изображение человека либо группы людей,
существующих или существовавших в реальной действительности.
Пейза́ж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения
является первозданная, либо в той или иной степени преображённая
человеком природа. Натюрморт – изображение предметов.
20

Практика: Написание натюрморта с натуры, написание портрета,
написание пейзажа по памяти и представлению.
Тема 4.2. Техника живописи акварелью и гуашью
Теория:

Акварельная

живопись,

различные

техники

акварельной

живописи. Техника гуаши. Различие данных техник.
Практика: Выполнение работы «Натюрморт с предметами искусства» в
технике гуаши.
Выполнение работы

«О погоде» в технике акварели. Просмотр,

обсуждение
Тема 4.3. Живописные композиции «Яркий мир»
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом Темы композиций определяются
детьми. Выполнение постановочных натюрмортов с натуры. Просмотр и
обсуждение композиций. Мини выставки
Раздел 5. Основы проектной деятельности
Тема 5.1. Проект «По следам первобытных художников»
Теория:

Творческий проект, исследовательский проект. Признаки

проекта. Планирование этапов работы над проектом. Проект «По следам
первобытных

художников».

Особенности

первобытного

искусства.

Основные сюжеты и средства выразительности первобытного искусства.
Первобытный рисунок как информация.
Практика: Выбор темы и стилистики авторской композиции «По следам
первобытных художников». Эскизы. Просмотр и обсуждение эскизов.
Выполнение

и

оформление

проектных

композиций.

Подготовка

комментариев к композициям. Презентация и защита проекта. Обсуждение.
Тема 5.2. Проект «Интонации и эмоции в творчестве художника»
Теория: Интонации в речи человека и их связь с эмоциями. Передача
эмоций в творчестве художников
21

Практика: Планирование проекта. Прослушивание речи с разными
интонациями. Определение эмоции по интонации в речи. Просмотр
репродукций картин художников и определение переданной эмоции.
Произнесение названия картин с разными интонациями в соответствии с
увиденными эмоциями. Реализация проекта «Интонации и эмоции в
творчестве

художника».

Выполнение

детьми

четырёх

вариантов

«эмоциональных композиций» в соответствии с выбранной фразой.
Презентация с озвучиванием, защита. Обмен мнениями.
Тема 5.3. Проект «Копии картин известных художников»
Теория:

Копирование картин как один из методов освоения основ

композиции и техники живописи. Элементы творчества в процессе
копирования.
Практика:

Планирование

проекта. Просмотр

репродукций

картин

известных художников. Самостоятельный просмотр и выбор произведения
живописи для копирования. Выполнение копии. Разработка комментариев
к копии. Презентация и защита проекта. Обмен мнениями.
Раздел

6.

Культурно-познавательная

и

экскурсионная

деятельность
Теория: Виртуальные экскурсии по музеем изобразительных искусств.
Практика: Беседы с просмотром электронных коллекций Музеев мира.
обсуждение

знаковых

произведений

изобразительного

искусства.

Экскурсии на выставки Екатеринбурга. Обсуждение увиденного, чаепитие
с родителями.
Раздел 7. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные часы.
Практика:

Выбор и оформление творческих работ для выставки.

Оформление выставки.
Учебный план
3 год обучения
№

Общее
22

в том числе

Форма

Перечень разделов, тем

количе
ство
часов
18
4

3.
3.1.

Графика
Современные
разновидности
графики.
Декоративный
натюрморт
Разнообразие
средств
выразительности современной
графики. Натюрморт с фруктами
Рисуем фигуру человека. Контур,
силуэт
Графические
композиции
«Кленовая радость осени»
«Животные нашего зоопарка».
Рисунок в технике дудлинг
Основы композиции
Основные правила композиции в
разных
жанрах.
Сюжетная
композиция
Многофигурные композиции
Тематические
авторские
композиции
Авторская композиция в круге
«Зодиак»
Творческие проекты. Авторская
композиция
Цветоведение
Цветовые растяжки

3.2.
3.3.

1.
1.1.

1.2.

1.3.
1.4.
1.5
2.
2.1.

2.2
2.3.
2.4
2.5.

4.
4.1.
4.2
4.3.
4.4

теоре практ
тическ ически
ие
е
(час.)
(час.)
2,5
15,5
0,5
3,5

контроля

Опрос

4

0,5

3,5

Практическ
ое задание

4

0,5

3,5

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание

18
2

3
0,5

15
1,5

4
4

0,5
0,5

3,5
3,5

2

0,5

1,5

6

1

5

8
2

1,5
0,5

6,5
1,5

Техники вливания цвета

2

0,5

1,5

Гармоничные сочетания тёплых
и холодных цветов. Букет
ромашек.
Основы живописи
Пейзаж в технике акварели
Различные техники в живописи
в жанре натюрморт
Яркий
мир.
Авторская
живописная композиция
Творческие проекты. Копии
картин известных живописцев

4

0,5

3,5

58
10
14

8
2
2

50
8
12

8

2

6

26

2

24

23

Опрос

Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание

Практическ
ое задание

5.

Проектная деятельность

30

6

24

5.1.

Проект «По следам первобытных
художников»
Проект «Интонации и эмоции в
творчестве художника»
Проект
«Копии
картин
известных художников»
Культурно-познавательная и
экскурсионная деятельность
Итоговая выставка
Итого

10

2

8

10

2

8

10

2

8

10

1

9

2
144

22

2
122

5.2.
5.3.
6.
7.

Защита
проекта

итоговое
занятие
Просмотр

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
Раздел 1. Графика
Тема 1.1.

Современные разновидности графики. Декоративный

натюрморт
Теория:

Современные

варианты

и

особенности

графического

изображения, разновидности современной графики, способы выполнения
рисунка.
Практика: упражнения «Нарисуй и раскрась». «Моё настроение».
Выполнение натюрморта с натуры выбранным стилем графики. Просмотр
и обсуждение полученных результатов работы.
Тема 1.2. Разнообразие средств выразительности современной графики.
Натюрморт с фруктами
Теория: Ахроматические и цветные линии, пятна.

Штриховка,

тонирование, заливка.
Практика: упражнение «Сказочный лес». Натюрморт с натуры (рисунок)
гелевой ручкой. Просмотр и обсуждение работ
Тема 1.3 Рисуем фигуру человека. Контур, силуэт
Теория: пропорции фигуры взрослого человека. Понятие силуэта
Практика:

Передача пропорций. Передача формы фигуры контурной

линией. Заливка. Просмотр и обсуждение работ
24

Тема 1.4 Графические композиции «Кленовая радость осени».
Теория: Передача настроения средствами графики.
Практика: Упражнение «Клёны». Композиция графическая с передачей
настроения «Кленовая радость осени». Просмотр, обсуждение
Тема 1.5. «Животные нашего зоопарка». Композиция в технике дудлинг
Теория:

Просмотр

графических

композиций

в

технике

дудлинг.

Вспоминаем виды линий, особенности техники дудлинг
Практика: выполнить в технике дудлинг многофигурную композицию
«Животные нашего зоопарка», просмотр и обсуждение работ.
Раздел 2. Основы композиции.
Тема 2.1. Основные правила композиции в разных жанрах. Сюжетная
композиция
Теория: Основные

композиционные приёмы в пейзаже, портрете,

натюрморте.
Практика:

Композиционные упражнения. «Прогулка по парку».

Просмотр и обсуждение работ
Тема 2.2. Многофигурные композиции
Теория: Построение сложной композиции. Основные приёмы. Просмотр
образцов.
Практика:

Тематическая композиция с изображением фигур людей.

Мини-выставка, обсуждение работ.
Тема 2.3. Тематические авторские композиции
Теория: Повторение принципов статических и динамических композиций.
Просмотр видео ряда.
Практика: Выбор темы, выполнение набросков, вариантов компоновки.
Выполнение композиции. Просмотр и обсуждение композиций. Минивыставка.
Тема 2.4. Авторская композиция в круге «Зодиак»
Теория: Объединение динамичных элементов в круговое пространство
25

Практика:

упражнения

«Трансформации

листа».

Композиционные

наброски. Выполнение динамической круговой композиции «Зодиак».
Мини-выставка.
Тема 2.5. Творческие проекты. Авторская композиция
Теория: Основы проектной деятельности. Планирование проекта
Практика:

Реализация авторского замысла в творческих проектах

«Новогодние фантазии». Мини выставка, просмотр и обсуждение работ.
Раздел 3. Цветоведение
Тема 3.1. Цветовые растяжки
Теория:

Что такое цветовая растяжка. Плавное перетекание цветов.

Техники растяжки в живописи.
Практика: Интерактив «Иллюзион красок». Упражнения «Цветовые
растяжки в два цвета» акварелью.
Тема 3.2. Техника вливания цвета
Теория: Вспоминаем оттенки основных цветов. Техника акварели «посырому»
Практика:

Упражнение «Вливание цвета». Акварель, по-сырому.

Получаем оттенки основных цветов. Эффекты от техники вливания.
Просмотр работ.
Тема 3.3. Гармоничные сочетания тёплых и холодных цветов
Теория: Что такое цветовая гармония. Сочетание тёплых и холодных
цветов, удачные и неудачные варианты.
Практика: Выполнение композиции «Букет ромашек в синей вазе» с
цветовыми растяжками живописной техникой «Лессировка». Просмотр и
обсуждение работ
Раздел 4. Основы живописи
Тема 4.1. Пейзаж в технике акварели
Теория: Вспоминаем: пейза́ж — жанр живописи, в котором основным
предметом изображения является первозданная, либо в той или иной
26

степени преображённая человеком природа. Вспоминаем: особенности
акварельной техники
Практика: Написание пейзажа по памяти (представлению) в избранной
акварельной технике. Просмотр и обсуждение работ.
Тема 4.2. Различные техники живописи в жанре натюрморт
Теория: Акварельная живопись, лессировка, заливка. Наслоение. Техника
гуаши. Пастозность. Различие данных техник. Передача плотности,
прозрачности, фактурности предметов в натюрморте
Практика: Выполнение работы «Натюрморт с предметами быта» в
избранной технике. Просмотр, обсуждение
Тема 4.3. Живописные композиции «Яркий мир»
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом Темы композиций определяются
детьми. Выполнение постановочных натюрмортов с натуры. Просмотр и
обсуждение композиций. Мини выставки
Тема 4.4 Творческие проекты. Копии картин известных живописцев
Теория: Понятие краткосрочного творческого проекта. Планирование
этапов проекта. Что такое копия. Обучение техникам живописи в процессе
копирования
Практика: реализация этапов проекта. Просмотр. Выставка.
Раздел 5. Основы проектной деятельности
Тема 5.1. Проект «По следам первобытных художников»
Теория: Творческий и исследовательский проект – признаки, отличия.
Структура и содержание проекта. Планирование этапов работы над
проектом. Проект «По следам первобытных художников». Особенности и
стилистика первобытного искусства. Основные сюжеты и средства
выразительности первобытного искусства. Первобытный рисунок как
источник информации.
27

Практика: Выбор темы и стилистики авторской композиции «По следам
первобытных художников». Эскизы. Просмотр и обсуждение эскизов.
Выполнение

и

оформление

проектных

композиций.

Подготовка

комментариев к композициям. Презентация и защита проекта. Обсуждение.
Тема 5.2. Проект «Интонации и эмоции в творчестве художника»
Теория: Интонации в речи человека и их связь с эмоциями. Передача
эмоций в творчестве художников. Нюансы в эмоциях и способы их
передачи средствами изобразительного искусства.
Практика: Планирование проекта. Прослушивание речи с разными
интонациями. Определение эмоции по интонации в речи. Просмотр
репродукций картин художников и определение переданной эмоции.
Произнесение названия картин с разными интонациями в соответствии с
увиденными эмоциями. «Диалоги у картины». Реализация проекта
«Интонации и эмоции в творчестве художника».
Практика:

выполнение

детьми

пяти

вариантов

«эмоциональных

композиций» в соответствии с выбранной фразой. Презентация с
озвучиванием, защита. Обмен мнениями.
Тема 5.3.Проект «Копии картин известных художников»
Теория: Копирование картин как один из методов освоения основ
композиции и техники живописи. Элементы творчества и самовыражения в
процессе копирования.
Практика: Планирование проекта. Самостоятельный подбор, просмотр и
выбор произведения живописи для копирования. Выполнение копии.
Разработка комментариев к копии. Презентация и защита проекта. Обмен
мнениями.
Раздел

6.

Культурно-познавательная

и

экскурсионная

деятельность
Теория:

Виртуальные экскурсии по музеем изобразительных

искусств.
Практика: Беседы с просмотром электронных коллекций Музеев мира.
28

обсуждение

знаковых

произведений

изобразительного

искусства.

Экскурсии на выставки Екатеринбурга. Обсуждение увиденного, чаепитие
с родителями.
Раздел 7. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные часы.
Практика:

Выбор и оформление творческих работ для выставки.

Оформление итоговой выставки.
1.4.Ожидаемые результаты и способы их проверки
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Для успешной реализации данной программы используются следующие
виды контроля: входной, тематический, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль служит для проведения начальной диагностики
обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся
знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым
обучающимся и перспективы работы с группой. Методы входного контроля:
собеседование, наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения крупной
темы (раздела). Методы текущего контроля: педагогическое наблюдение и
анализ, анализ продуктивной деятельности обучающихся, самоконтроль и
самооценка обучающихся.
Промежуточный и итоговый контроль проходят в форме аттестации
обучающихся по реализации общеобразовательной программы.
Цель

промежуточной

аттестации

–

оценка

качества

усвоения

обучающимися содержания программы за полугодие, 1, 2, 3 год обучения.
Формы промежуточной аттестации: выполнение практической работы;
реализация творческого проекта; высокие достижения в выставках.

29

Цель итоговой аттестации – установление реального уровня теоретических
знаний, сформированности практических умений и навыков по итогам
обучения по программе.
Итоговый контроль осуществляется по завершению освоения всего объема
образовательной программы.
Формы итоговой аттестации: участие в конкурсах, выставках разного
уровня;

персональные

выставки;

итоговое

занятие;

защита

проектов,

презентация готового продукта. Результаты аттестации фиксируются в
протоколе и журнале учета работы учебной группы.
Для оценивания результатов промежуточного и итогового контроля
используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень
(Приложение).
Ожидаемые результаты реализации программы
Предметные результаты:


знание художественных материалов и техник изобразительного
искусства;

 владение навыками выполнения графических и живописных

композиций;



 владение основами проектной деятельности
Метапредметные результаты:
 развита

способность

к

самовыражению

средствами

изобразительного искусства
 сформированы

и

развиты

основные

компетенции;
 сформирован навык работы с информацией;
 сформировано критическое мышление
30

коммуникативные

 развито творческое воображение детей.
Личностные результаты:
 развиты такие личностные качества как самостоятельность,
чувство

товарищества

самоопределение,

самоорганизация,

аккуратность, личная ответственность, терпение, настойчивость в
достижении цели;
 развита мотивация к расширению кругозора и саморазвитию
путем реализации творческих проектов.
 проявляется творческая активность.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание занятий

36 в год
72 в год
4
144 в год
11сентября

30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

31 мая

2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами:
- столы и стулья для педагога и учащихся - 16 шт.,
- классная доска -1 шт.,
- шкафы и стеллажи для хранения наглядных пособий – 2 шт.,
-

мольберты - 12 шт.
31

- проектор – 1 шт.,
- ноутбк;
- экран – 1шт.
Материалы, необходимые для занятий по программе:
- ватман, акварельная бумага форматов А2, А3, А4;
- карандаши (различных степеней твердости), ластики;
- цветные карандаши, фломастеры;
- масляные, гуашевые и акварельные краски, не менее 12 цветов;
- кисти различных размеров;
- палитры;
- ножницы, линейки, точилки для карандашей, стаканы для воды.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в
списке литературы.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей,
специфики изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа
детей (от выполнения упражнения по образцу для овладения приемами
работы и приобретения навыков до самостоятельной работы по
авторскому эскизу), так и коллективная работа по созданию общей
композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске
материалов и техник, решение поставленной задачи совместно с
педагогом;
32

исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии: личностно-ориентированные технологии в обучении;
технология

коллективного

творческого

дела

информационно-

коммуникативных технологий и электронного обучения (онлайнзанятие; мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет

подбирать

индивидуальный

ритм

выполнения

заданий.

Обучение направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие
структурные элементы:
- инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед

началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;
- практическая работа;
- физкультминутки;
- подведение итогов, анализ, оценка работ;

Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей
оптимизма и уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется
33

требования к тому, чтобы обучающийся доводил работу до конца, чтобы
качество изделия было высоким.
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО.
Используемые ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/
http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка
изобразительного искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ живопись акварелью
3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
5. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles
&topic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся живописи.
˗

Информационное

оснащение

образовательного

процесса

-

оформление стендов и размещение информации для родителей.
˗

Наличие

выбора

информационных

ресурсов

(достижение

оптимального состояния сочетания электронных и традиционных
информационных ресурсов)
˗

Анкетирование родителей

˗

Размещение информационных и содержательных материалов на
сайте Дома детства и юношества Кировского района.

˗

Группа для родителей в WhatsApp
Кадровые условия:
Занятие проводит педагог дополнительного образования, имеющий

специальное художественное образование и педагогическое образование.
Учебный план предполагает приглашение коллег, художников для
34

проведения мастер-классов, семинаров и совместных проектов. Для
проведения

психологических

тренингов

на

командообразование

предусмотрено привлечение педагога-психолога ДДиЮ.
Воспитательная

часть

программы

реализуется

следующим

образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к обучающимся
(техника безопасности, правила поведения в быту, транспорте,
общественных

мероприятиях,

требования

к

обучающему

процессу).
2. Тематические беседы об изобразительном искусстве.
3. Посещение родителями открытых занятий и выставок.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение
мастер-классов, музеев
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится
диагностика

уровня

развития личностных, предметных и

метапредметных компетенций (Индивидуальные диагностические карты
в

Приложении).

Контроль

и

оценка

результатов

обучающихся

предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной программы: мини – выставки, участие в конкурсных
выставках, итоговая выставка. Запланированы 2 родительских собрания,
анкетирование родителей для выявления степени удовлетворённости
качеством

дополнительных

образовательных
35

услуг;

обязательное

привлечение родителей к организации и

проведению экскурсий,

инсталляций и выставок.
Форма итоговой аттестации - итоговая выставка

36

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной
записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И.
Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3.

Голованов,

В.П.

Методика

и

технология

работы

педагога

дополнительного образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие /
Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н.
Суртаева.- М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М. Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное
искусство, 2018.- 184 с.
2. Гусакова, М. А. Аппликация / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2017.97 с.
3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С.
37

Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.
4. Корнева, Г.Н. Бумага / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 123 с.
5. Луковенко, Б. А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное
искусство, 2019.- 146 с.
6. Митителло, К.Р. Аппликация. Техника и искусство / К.Р. Мититтелло. М.: Эксмо-Пресс, 2018. – 172 с.
7. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.:
Изобразительное искусство, 2019. - 218 с.
8.Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. - М.: Внешсигма, 2018. – 279 с.

Литература для родителей
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви,
свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: КрасикоПринт, 2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев.
М.: Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.:
Искусство и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей
1.Винокурова, Н.К. Порисуем вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.174 с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А.
Давыдова. – Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.

38

Приложение 1
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы (предметная компетентность)

Показатели
№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Уровень
теоретической
подготовки

20…-20… уч.г. , … г.о. раздел- ……………..

А

Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы

В баллах (А+Б):2

Б

1
2

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне
слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует).

Приложение 2
Карта диагностики уровня развития социальной компетентности
Личностное развитие

Сред.балл

Терпение

самостоятельность

Сила воли

Самоорганизация

Самоопределение

Саморазвитие

Культура
самопрезентации, в том
числе, в социальных сетях

Культура внешнего вида

Коммуникационная культура

Культура вербального
общения

Ф.И.О

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень
(качество развито)

39

Приложение 2
Тест уровня теоретической подготовки обучающихся
в МАУ ДО - Дом детства и юношества
Тест для 1 года обучения:
1. Вид изобразительного искусства, в котором художник всегда
работает красками это?
 Живопись
 Графика
 Декоративно-прикладное искусство
 Архитектура
2. Специальный предмет, на котором художник смешивает
краски, называется?
 Палитра
 Мольберт
 Кисточка
 Ластик
3. Изображение природы или улиц города называется?
 Пейзаж
 Натюрморт
 Портрет
 Бытовой жанр
4. Как называются краски, которые обязательно разводятся
водой и на рисунке дают ощущение лёгкости и прозрачности?
 Акварель
 Масляные
 Медовые
 Гуашь
5. Какой цвет является холодным?
 Голубой
 Оранжевый
 Желтый
 Коричневый
6. Как называется художественное изображение на полотне?
 Картина
 Сардина
40

 Гардина
 Машина
7. Какой из предметов плоский?
 Лист бумаги
 Яблоко
 Кружка
 Дерево
8. Что такое мольберт?
 Подставка для рисования
 Имя художника
 Цвет краски
 Рисунок
9. Сколько цветов в радуге?
 7
 3
 2
 10
10.
Повторение и чередование элементов в ИЗО называется?
 Орнамент
 Композиция
 Роспись
 Резьба
Тест для 2 года обучения:
1. Как называется человек, который красиво рисует, лепит,
вырезает?
 Художник
 Сапожник
 Картежник
 Булочник
2. Какой цвет получится, если смешать жёлтый и синий?
 Зеленый
 Коричневый
 Красный
 Фиолетовый
3. Создайте пару контрастных цветов
 Красный
 Синий
41

 Зеленый
 Желтый
4. Как называется картина с изображением фруктов на подносе?
 Натюрморт
 Портрет
 Пейзаж
5. Как называется быстрый рисунок, выполненный с натуры
различными художественными материалами?
 Набросок
 Композиция
 Натюрморт
 Построение
6. Изображение природы или улиц города называется?
 Пейзаж
 Натюрморт
 Портрет
 Бытовой жанр
7. Какой из художников всегда рисовал море
 Айвазовский
 Шишкин
 Левитан
 Репин
8. Что такое мастихин?
 Специальный инструмент для живописи
 Имя художника
 Цвет краски
 Бумага
9. Что такое графика?
 Рисунок
 Живопись
 Карандаши
 Краски
10. Какими являются цветами черный и белый цвет?
 Основными
 Вспомогательными

42

Тест для 3 года обучения:
1. Какой цвет ахроматический?
 Черный
 Красный
 Фиолетовый
 Зеленый
2. Что такое цветовая растяжка?
 Плавное перетекание из одного цвета в другой
 Покрытие листа одним цветом
3. Что такое лессировка?
 Техника работы акварелью
 Набросок
 Контрастный цвет
 Родственный цвет
4. Какой карандаш будет твердо-мягким?
 Н
 НВ
 В
 ВВ
5. Кто нарисовал картину «Грачи прилетели»?
 Саврасов
 Айвазовский
 Левитан
 Неизвестный художник
6. Какой цвет холодный?
 Синий
 Оранжевый
 Красный
 Охра
 Выберите сюжетные композиции?
 Яблоко
 Портрет
 Прогулка по парку
 Дети играют в снежки
7. Что такое мастихин?
 Специальный инструмент для живописи
 Имя художника
43

 Цвет краски
 Бумага
8. Какие цвета основные?
 Красный
 Синий
 Желтый
 Зеленый
9. Что такое пропорции тела?
 Соотношение головы к росту взрослого человека
 Одежда
 Руки
 Ноги
10. Перечислите цвета радуги

44

Приложение 3
Карта диагностики уровня развития предметных компетенций обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества (1-3 год обучения)
детский коллектив ______________________ педагог _________________________________________

Средний балл

Владеет начальными
навыками работы с
информацией

Умеет спланировать этапы
реализации своего
творческого замысла

Умеет работать как
индивидуально, так и в
группе

Имеет понятие симметрии

Владеет основными
навыками изобразительной
деятельности

Знает цветовую гамму
красок (теплые, холодные
цвета)

учебный год, дата заполнения: ____________________
Знает специальную
терминологию, имеет
представление о видах и
жанрах искусства

Знает основные и
дополнительные цвета

Уважительное отношение к
творчеству, как своему, так и
других

Ф.И. обучающегося

Эмоционально-эстетическое
восприятие окружающего
мира

группа _________ , год обучения_________, 202_ – 202_

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая
к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

76

Ф.И. обучающегося

77

Средний балл

Владеет начальными
навыками проектной
деятельности

Владеет начальными
навыками работы с
информацией

Выбирает наиболее
подходящие для выполнения
задания материалы и
инструменты

Самостоятельно
ориентируется в задании по
предложенному плану с
опорой на образцы, рисунки

Умеет реализовывать свой
художественный замысел в
живописной и графической
форме

Владеет основными
навыками изобразительной
деятельности

группа _________ , год обучения_________, 202_ – 202_

Знает основы
композиционного
построения рисунка

Знает основные сведения о
художественных материалах

Адекватная самооценка

Эмоционально-эстетически
воспринимает окружающий
мир

Реализует потребности в
творческом самовыражении
средствами рисунка и
живописи

Карта диагностики уровня развития универсальных социально- значимых качеств обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества (1-3 год обучения)
детский коллектив ______________________ педагог _________________________________________
учебный год, дата заполнения: ____________________

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая
к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

Карта диагностики уровня развития предметных компетенций обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества (4 год обучения)
детский коллектив ______________________ педагог _________________________________________

Средний балл

Участвует в проектной
деятельности

Владеет начальными
навыками работы с
информацией

Умеет спланировать этапы
реализации своего
творческого замысла

Умеет работать как
индивидуально, так и в
группе

Работает с различными
художественными
материалами

Знает пропорции
плоскостных и объемных
предметов

учебный год, дата заполнения: ____________________

Знает азы композиции
(статика, движение)

Знает контрасты цвета и
гармонию цвета

Адекватная самооценка

Способен применять
полученные навыки в жизни

Ф.И. обучающегося

Проявляет познавательные
мотивы, учебный интерес

группа _________ , год обучения_________, 202_ – 202_

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая
к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
78

Карта диагностики уровня развития универсальных социально - значимых качеств обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества (4 год обучения)
детский коллектив ______________________ педагог _________________________________________

Средний балл

Активно участвует в
проектной деятельности

Владеет начальными
навыками работы с
информацией

Умеет планировать,
анализировать и принимать
ответственные решения

Умеет взаимодействовать в
группе, примерять
различные роли в команде

Свободно владеет
различными
художественными техниками
и материалами

Умеет изображать
пропорции плоскостных и
объемных предметов

учебный год, дата заполнения: ____________________

Развито композиционное
мышление

Знает контрасты цвета и
гармонию цвета

Способен к адекватной
самооценке

Развита способность
находить нестандартные
решения

Ф.И. обучающегося

Сформирована потребность
в творческой деятельности

группа _________ , год обучения_________, 202_ – 202_

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая
к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

79


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».