Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное
учреждение дополнительного образования620078 г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 63, тел: +7 343 375 11 12 e-mail: domike@rambler.ruwww.ddu66.ru
Основы музыкальной грамоты и сольфеджио
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы- 1 год
Возраст обучающихся - 7-18 лет
Разработчик:
Жусупова Ж.К.,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 год
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы……………
3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
8
1.3.Содержание программы…………………………………………..
8
1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
23
24
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
24
2.2. Условия реализации программы………………………………..
24
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы…………………...
29
Список литературы………………………………………………..
31
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
1.1.
Музыкальная
грамота
является
исходной
точкой
любого
вида
музыкальной деятельности. Наряду с другими занятиями, они способствуют
расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса,
пробуждению любви к музыке.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной
направленности
«Основы
музыкальной
грамоты
и
сольфеджио» (далее - Программа) предназначена для всестороннего развития
детей школьного возраста и объединяет в себе элементы музыкальноисторических,
музыкально-теоретических,
эстетических
и
общегуманитарных знаний.
Программа предполагает обучение детей из вокальных, музыкальных и
хореографических коллективов основам теории музыки, музыкальной
грамоты.
Дополнительная
программа
общеобразовательная
художественной
направленности
общеразвивающая
«Основы
музыкальной
грамоты и сольфеджио» актуальна, так как:
1)
разработана
в
соответствии
со
следующими
современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
3
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
общеобразовательных
по
проектированию
общеразвивающих
дополнительных
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №093242;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
4
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала. Предлагаемая программа, безусловно, является актуальной еще
и
потому, что реализуется в городе, который, по праву, считается
культурной столицей Урала. Воспитание гармонично развитого человека,
интересующегося музыкальной культурой города, а возможно, и будущего
студента музыкального вуза нашего города, является важной и актуальной
задачей.
3) актуальна, так как отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге, в
творческом
и
личностном
развитии
детей
с
применением
здоровьесберегающих технологий, созданием комфортной атмосферы и
«ситуаций
успеха»,
стимулирующих
мотивацию
детей
к
занятиям
хореографией. Отвечает желанию детей учиться пению, выступать на
сцене, стремлению быть яркими и успешными.
Дополнительная образовательная программа «Основы музыкальной
грамоты и сольфеджио» является компилятивной. При составлении данной
программы разработчик опирался на программу «Сольфеджио
и основы
музыкальной грамоты» Коростелевой М.А., Петрозаводск. 2018 г.
Отличительной
особенностью
программы
стало
увеличение
количества часов на знакомство с основами музыкальной грамоты.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Срок реализации – 1 год.
5
Уровень освоения программы – стартовый. Программа предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации
материала,
оптимальную
сложность
предлагаемого
для
освоения материала в соответствии с возрастом обучающихся в конкретной
группе.
Адресат программы - дети 7 -18 лет.
Наполняемость группы – от 10 до 15 человек.
При комплектовании разновозрастных групп, в методике проведения
занятий, в темах, содержании, создаваемых художественных образах
учитываются возрастные особенности обучающихся.
Младший школьный возраст. Поступление в начальную школу
влечет за собой изменение социальной ситуации развития ребенка, открытие
им новой позиции школьника, новой учебной деятельности. В детях 7 лет
формируется новая личность, которая обладает своей внутренней жизнью и
рефлексией. Немаловажную роль в этот период играет формирование
эстетического
вкуса.
Эстетический
вкус
благодаря развитию способности ощущать
воспитывается,
во-первых,
выразительность искусства,
понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих,
творческой и исполнительской деятельности.
Главные особенности детей 10-11 лет – познавательный интерес,
произвольное поведение, анализ и классификация информации, развитие
приемов логического мышления. Ведущие виды деятельности – учебная и
игровая. Формируется представление о себе как об умелом человеке с
большими
потенциальными
возможностями
развития.
Повышается
активность, стремление к деятельности.
12-13 лет – критический период. Происходит формирование нового
уровня
мышления,
логической
памяти,
избирательного,
устойчивого
внимания. Ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к
миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания. Основное
6
новообразование этого периода – социальное сознание, перенесенное во
внутренний план мышления.
В возрасте 14-15 лет достаточно развит уровень рефлексии, устойчивая
самооценка и осознанное формирование элементов мировоззрения.
Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении что-то знать и
уметь
по-настоящему.
деятельности,
Это
содержание
стимулирует
которой
развитие
выходит
за
познавательной
рамки
программы.
Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной
работы.
Старший школьный возраст (15-18 лет). Юношеский возраст – это
период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного
самоопределения.
Усиливается
стремление
выразить
свою
индивидуальность.
Формируются разновозрастные группы . в которых старшие становятся
примером для младших детей. Педагог учитывает особенности каждого
обучающегося и обеспечивает индивидуальный подход к нему.
Режим занятий. Дети занимаются 1 академический час лет (45 мин.) 1
раз в неделю. Количество детей в группе – до 15 человек.
Объем программы – 36 часов (36 недель) в год.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Срок освоения программы: 1 год
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в
малых группах.
Перечень видов
занятий:
практическое занятие, беседа, открытое
занятие, концерт.
7
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы:
открытые
занятия,
показательные
выступления
перед
родителями. В конце учебного года проводится итоговое занятие.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих возможностей обучающихся
посредством освоения основ музыкальной грамоты.
Задачи:
Обучающие:
- обучать основам музыкальной грамоты и сольфеджио;
-знакомить с основными терминами и понятиями сольфеджио ;
Развивающие:
-развивать общие музыкальные способности: музыкальный слух, голос и
чувства метроритма,
- содействовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей
обучающихся.
Воспитательные:
-воспитывать художественный вкус,
-способствовать формированию музыкального кругозора;
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
Количество часов
Всего теория практик
а
Раздел 1. «Теория музыкального искусства»
Название темы
Формы
контроля/
аттестации
1. Вокально-интонационные
навыки
1.1 Вводное занятие
7
3
4
1
1
-
беседа
1.2 Звуковысотность
2
1
1
Беседа, опрос
8
1.3
1.4
Вокальноинтонационные навыки
Сольфеджирование
2.Построение элементов
музыкального языка
(формообразование, ладотональность, метроритм)
2.1
Метроритм.
Ритмические задания
2.2
2.3
Ладотональность
Формообразование
2
1
2
-
8
2
Вокальные
упражнения,
практические
задания
2 Вокальные
упражнения,
опрос
6
4
1
3
Ритмические
упражнения
3
1
1
2
1
Беседа, опрос
беседа, опрос
3
1
2
Практические
задания
1
-
1
1
-
1
1
3. Слуховое восприятие
3.1 Восприятие на
слух.
Музыкальный
диктант.
Ритмический диктант.
4. Итоговый контроль
4.1
Аттестация
Всего по разделу
18
5
Раздел 2. «История музыкального искусства»
3
1
5. Язык музыки
5.1 Вводное занятие
1
5.2 Звуки шумовые и
1
музыкальные.
5.3 Язык
музыки.
Средства
музыкальной
1
1
выразительности
11
5
6. Сказка в творчестве
композиторов
6.1 Сказка в творчестве М.
1
0,5
Глинки
6.2 Сказка в творчестве М.
1
0,5
Мусоргского
6.3 Сказка в творчестве Н.
2
1
А
Римского-Корсакова
Творческие
задания
13
2
1
Беседа
1 Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
6
0,5
Беседа, опрос
0,5
Беседа, опрос
1
Беседа, опрос
9
Сказка в творчестве П.
И. Чайковского
6.5 Сказка в творчестве Э.
Грига
6.6 Сказка в творчестве К.
Лядова
6.7 Сказка в творчестве С.
Прокофьева
6.8 Сказка в творчестве И.
Стравинского
6.9 Сказка в творчестве М.
Равеля, Дебюсси
7. Классическая музыка в
мультипликации. Рисуем музыку
7.1
Классическая музыка в
мультфильмах Диснея
7.2
Рисуем музыку
6.4
2
1
1 Беседа, опрос
1
0,5
0,5 Беседа, опрос
1
0,5
1
0,5
1
0,5
3
1
0,5 Наблюдение,
беседа
0,5 Наблюдение,
беседа
0,5 Наблюдение,
беседа
1 Наблюдение,
беседа
2
1
0,5
0,5 наблюдение
0,5
8. Итоговый контроль
2
1
1,5 наблюдение
1
Аттестация
1
-
Всего по разделу
ИТОГО
18
36
7
12
8.1
1
-
1 Творческие
задания,
музыкальная
викторина
11
24
Содержание программы
Раздел 1. «Теория музыкального искусства»
Тема 1. Вокально-интонационные навыки
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: знакомство обучающихся друг с другом и педагогом,
коммуникативные музыкальные игры. Вводная беседа о предмете, план
обучения по программе на год. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Звуковысотность
Теория: Свойства музыкального звука. Интервалы прима, секунда,
терция,
октава. Понятия: музыкальные и шумовые звуки, высота, регистр,
10
динамика, длительность, тембр, нотоносец, скрипичный ключ, нота, тон и
полутон, знаки альтерации, консонанс, диссонанс; интервал, аккорд,
трезвучие.
Практика: Восприятие на слух музыкальных и немузыкальных звуков.
Определение свойств музыкального звука в процессе акустических опытов.
Создание композиций из немузыкальных звуков.
Запись нот первой октавы. Закрепление графического положение ноты
за ее названием и высотой звучания. Интонационное, зрительное, слуховое,
тактильное усвоение тона и полутона. Графическое обозначение диеза и
бемоля. Закрепление теоретических сведений на песенном материале. Работа
на «немой» клавиатуре.
Сенсорное восприятие консонанса и диссонанса, интервала, аккорда.
Интонационное освоение интервалов на основе музыкальных образов.
Эмоциональное восприятие 4 видов трезвучия – мажорного, минорного,
уменьшенного, увеличенного. Определение на слух элементов музыкального
языка – интервалов, трезвучий.
Построение на инструменте, в тетради интервалов,
трезвучий.
Нахождение элементов музыкального языка в нотном тексте.
Тема 1.3. Вокально-интонационные навыки.
Теория: понятия - импровизация, столбица, устойчивое и неустойчивое
окончание,
Практика: Пение звукорядов изученных гамм разными приемами:
Формирование навыка пения нотами в опоре на графическое высотное
положение ступени (столбица), по нотам.
Интонационное доведение мелодии до тоники. Импровизация окончания
мелодий и целых мелодических построений на неустойчивой и устойчивой
ступени. Закрепление интонации скачка на септиму между тетрахордами в
гаммах Фа мажор, Соль мажор на основе столбицы, интонационных
упражнений. Интонационное освоение интервалов впределах октавы, 4 видов
11
трезвучий на основе специальных попевок- песенок.
Тема 1.4. Сольфеджирование
Практика: Пение нотных примеров нотами и со словами, наизусть и по
учебникам для данного года обучения, транспонирование примеров для
сольфеджирования в изученные тональности.
Тема
2.
Построение
элементов
музыкального
языка
(формообразование, ладотональность, метроритм)
Тема 2.1. Метроритм. Ритмические задания.
Теория:
Формирование
ощущения
равномерной
метрической
пульсации, определение метрической пульсации в опоре на жизненные
прообразы.
Длительности
целые,
половинные,
четверти,
восьмые,
шестнадцатые. Ритмические группы две восьмые, четыре шестнадцатые,
четверть с точкой и восьмая. Паузы целая, половинная, четвертная, восьмая,
шестнадцатая.
Понятия: доля, акцент, сильная и слабая доля, пауза, метр двухдольный
и трехдольный, длительность, ритмическая группа, нота с точкой, такт,
тактовая черта, размер, затакт, дирижирование и тактирование.
Практика:
Исполнение
долей
на
детских
музыкальных
инструментах, «озвучивание» собственного пульса. Исполнение метрической
пульсации различными вариантами на детских ударных инструментах.
Определение периодической метрической акцентуации на слух в опоре на
жанровые
прообразы.
Ритмослоговые
обозначения
длительностей
и
ритмических групп. Исполнение ритмических рисунков состоящих из
изученных длительностей и ритмических групп ритмослогами, ударами,
хлопками, на музыкальных инструментах и т.п. Определение на слух
ритмических рисунков. Ритмические диктанты в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Отработка навыка дирижирования в соответствии с метрической пульсацией
в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Тема 2.2. Ладотональность
12
Теория: Введение новых понятий на основе этимологии слова лад,
эмоционального переживания окраски лада. Тональности До мажор, Ре
мажор, Фа мажор, Соль мажор, ля минор (натуральный вид). Формулы
мажора и минора. Порядок появления ключевых знаков. Понятия: лад,
мажор, минор, тональность, параллельные тональности, тоника,
устойчивые и неустойчивые ступени, строение мажорной гаммы, Т3,
вводные
звуки,
разрешение,
опевание,
ключевые
знаки,
тетрахорд,
транспонирование.
Практика: Определение лада на слух в детских песнях.
Последовательная запись гамм и всех ладовых элементов. Слуховое,
интонационное освоение элементов лада – мажора и минора.
Транспонирование тональных принципов мажора в минор приемом
сопоставления. Сопоставление строения мажора и минора, сходства,
различия.
Тема 2.3. Формообразование.
Теория: понятия - фраза, предложение, куплет, припев, реприза.
Практика:
Анализ
примеров
по
сольфеджио
с
точки
зрения
музыкального синтаксиса. Составление буквенных схем форм исполняемых
примеров для сольфеджирования.
Тема 3. Слуховое восприятие.
Тема 3.1. Восприятие на слух. Музыкальный диктант.
Практика: Определение на слух различных элементов музыкального
языка,
изучаемых
в
разделах
метроритм,
звуковысотность,
ладо-
тональность. Устные интервальные, аккордовые, ритмические диктанты.
Письменные
интервальные
и
аккордовые
диктанты
(по
8
тактов),
ритмические диктанты (4 такта).
Мелодические
диктанты
устные
и
письменные
в
изученных
тональностях с использованием усвоенных элементов лада, ритмических
13
групп и длительностей. Объем не более 8 тактов.
Тема 4. Итоговый контроль (аттестация).
Тема 4.1. Аттестация
Практика: творческие задания
Раздел 2. «История музыкального искусства»
Тема 5. Язык музыки
Тема 5.1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с группой. Инструктаж на рабочем месте.
Содержание курса. Беседа о жанре сказки. Сказка и музыка. Мифы, легенды,
сказки о музыке.
Музыкальный материал к теме: К.В. Глюк «Орфей» (фрагменты).
Тема 5.2. Звуки шумовые и музыкальные. Беседа: из чего рождается
музыка. Прослушание звуков окружающего мира, какие звуки называются
музыкальными. Свойства музыкальных звуков: высота, длительность,
громкость, тембр.
Практика: создание музыки с помощью окружающих предметов,
определение на слух свойств музыкальных звуков. Музыкальный материал:
И. Штраус Полька «На охоте», «русский рок-н-ролл»(ансамбль
«Джаз-балалайка»).
Тема 5.3. Язык музыки. Средства музыкальной выразительности.
Теория:
Как и
Средства
о
чём рассказывает
музыкальной выразительности:
музыка.
мелодия,
ритм,
темп,
регистр, динамика.
Практика: И.С.Бах прелюдия До мажор из I тома ХТК, Ф. Лист
Ноктюрн «Грёзы любви». С Рахманинов Концерт для фортепиано с
оркестром №2 I часть (фрагмент), Э.Григ «В пещере горного короля», Равель
«Болеро».
14
Тема 6. Сказка в творчестве композиторов
Тема 6.1. Сказка в творчестве М.И.Глинки.
Теория: Сказка в творчестве М. Глинки. Знакомство с жизнью
композитора. Сказка А. Пушкина и одноименная опера М. Глинки.
Особенности оперного жанра. Характеристика персонажей и средств
музыкальной выразительности, использованных для их воплощения.
Практика: «Руслан и Людмила» (фрагменты).
Тема 6.2. Сказка в творчестве М.П.Мусоргского.
Теория: Краткая характеристика жизни и творчества Мусоргского.
Фортепьянный цикл «Картинки с выставки». Особенности жанра. История
создания произведения. Сказочные образы в цикле. Симфоническая картина
«Ночь на лысой горе»
Практика: «Картинки с выставки» – «Старый замок», «Избушка на
курьих ножках»; «Ночь на лысой горе».
Тема 6.3. Сказка в творчестве Н. Римского-Корсакова.
Теория: Знакомство с музыкальным наследием композитора. Роль
сказки в его творчестве; оперы-сказки. Сказки А. Пушкина, А. Островского и
их воплощение в музыке Римского-Корсакова. Былина о Садко. Сказка о
Морской царевне. Арабские сказки «1001 ночь». Тембровое богатство и
красочность гармонии в произведениях композитора.
Практика: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой
петушок», «Шехерезада» (фрагменты).
Тема 6.4. Сказка в творчестве П.И.Чайковского.
Теория: Краткая характеристика музыкального наследия композитора.
Биографические данные. Сказочные образы в фортепьянной музыке
Чайковского. Знакомство с жанром балета: черты жанра; балеты-сказки.
Средства музыкальной характеристики.
Практика: «Баба-Яга», «Нянина сказка» из «Детского альбома»;
15
балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
Тема 6.5. Сказка в творчестве Э.Грига.
Теория: Краткий обзор жизни и музыкального наследия композитора. Образы
Норвегии. Фольклор. Сказочные герои. Сюита «Пер Гюнт». Ее образное содержание,
сюжет. Характеристика сказочных персонажей. Основные средства музыкальной
выразительности.
Практика: из сюиты «Пер Гюнт» – «В пещере горного короля»,
«Шествиегномов»; из «Альбома для юношества» – «Танец эльфов».
Тема 6.6. Сказка в творчестве А.Лядова.
Теория:
Знакомство
с
музыкальным
наследием
композитора.
Особенности его стиля. Сказочные музыкальные картины А.
Характеристика их
образного
содержания,
красочность
Лядова.
оркестровки,
художественное богатство.
Практика: «Баба-Яга», «Кикимора».
Тема 6.7.Сказка в творчестве С.Прокофьева.
Теория:
Музыкальное
наследие
композитора.
Многочисленность
образов.Место сказки в музыке С. Прокофьева. Сказочные образы в балете
«Золушка». Музыкальная сказка для симфонического оркестра и ее
тембровое развитие.
Практика:
балет
«Золушка»
(фрагменты);
симфоническая
сказка «Петя иволк».
Тема 6.8. Сказка в творчестве И.Стравинского.
Теория: Знакомство с музыкальным наследием композитора.
Богатство жанров, образов в его творчестве. Обращение к сказке в
балетном жанре. Особенности выбора сказочной темы. Русские сказки
в произведениях Стравинского. Сказка Г.Х. Андерсена и ее отражение
в балетном жанре.
Практика:
«Петрушка»,
«Поцелуй
феи»,
«Жар-птица»
16
(фрагменты).
Тема 6.9. Сказка в творчестве М.Равеля, К.Дебюсси.
Теория: Жанр сказки в творчестве зарубежных композиторов.
Фольклорные образы. Понятие об импрессионизме. Особенности
образного решения, музыкального языка. Музыкальное наследие
Равеля.
Жанр
сказки
в
творчестве
зарубежных
композиторов.
Фольклорные образы. Понятие об импрессионизме. Особенности
образного решения, музыкального языка. Музыкальное наследие
Дебюсси. Обращение к сказочным образам. М. Метерлинк и его
произведения
Практика: М. Равель «Матушка-гусыня»; сказка «Синяя птица»
на музыку К. Дебюсси и пьесы для детей.
Тема 7. Классическая музыка в мультипликации. Рисуем музыку.
Тема 7.1. Классическая музыка в мультфильмах У.Диснея.
Теория: Знакомство с творениями У. Диснея. Его роль в
мультипликации. Обращение к классической музыке в творчестве У.
Диснея. Значение ее в музыкальной драматургии.
Практика: «Белоснежка и семь гномов», «Бемби», «Фантазия».
Тема 7.2. Рисуем музыку.
Теория: Выражение средств музыкальной выразительности через
приёмы живописи.
Практика:: И.Стравинский «Весна священная»1ч., «Петрушка»,
«Русский танец», К.Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»,
«Сиринкс», Й. Штраус «Полька-пиццикато», А.Шилклопер «Океан»,
М.Равель «Вальс».
Тема 8. Итоговый контроль (аттестация).
Тема 8.1. Аттестация
17
Практика: творческие задания, музыкальная викторина.
1.4.
Планируемые результаты
Метапредметные:
- умеет
оценивать правильность выполнения
учебной
задачи,собственные возможности её решения;
- умеет
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности испособности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
-умеет определять понятия, создавать обобщения, к лассифицировать,
строить логическое рассуждение и делать выводы;
Личностные:
развит интерес к музыке;
умеет работать в группе;
сформированы
этические
чувства,
доброжелательность
и
эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
- сформировано уважительное отношение к иному мнению,
истории и культуре других народов;
развита инициативность и любознательность, мотив познания и
творчества.
Предметные:
владеет знаниями и изученной терминологией иумеет применять их
на практике;
знает основные средства музыкальной выразительности;
умеет определять на слух фрагменты музыкальных
произведений врамках курса;
18
знает основные сюжеты, лежащие в основе музыкальных
произведений.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана,
рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основные характеристики
образовательного процесса
Начало/окончание учебного
года
Количество учебных недель
Количество часов
Количество часов в неделю
Каникулы
Выходные дни
11.09- 31.05.
36
36
1
31.05 - 31.08.
04.11, 0108.01,23.02,08.03,01.05,09.05
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения: учебный кабинет (включая типовую мебель)
№
Оборудование
Количество /шт.
1
Компьютер персональный
1
2
Музыкальный центр
1
3
Фортепиано
1
4
Доска с нотным станом
1
Кадровые условия
Количество педагогов, ведущих занятие - 1.
19
Требования к компетенции педагога:
-педагогическое образование;
-профильная подготовка (владение знаниями, умениями, навыками,
соответствующими
профилю
программы):
высшее
музыкальное
образование;
-владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
-владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ)
-владение знаниями по ТБ и ПБ.
Методические условия
Основная форма занятий – комбинированная, включающая
беседу, обмен мнениями педагога и воспитанников по теме занятия и
прослушивание музыкальных произведений (аудио- и видеозаписи
или в живом исполнении). В курсе музыкальной литературы также
предполагаются занятия лекционного типа при изучении наиболее
объемных тем, сложных музыкальных форм и жанров. При
соответствующей подготовке педагога и обучающихся занятия
проходят в форме музыкальной гостиной, беседы-концерта с
приглашением зрителей.
На занятиях используются следующие технологии:
- информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие;
игровая;
развития критического мышления;
проектная;
проблемного обучения;
технология интегрированного обучения;
педагогика сотрудничества.
20
Обеспечение методическими видами продукции
1
Учебные пособия
Калмыков Б., Фридкин Г.. Сольфеджио. Часть I. Одноголосие. – М:
Музыка, 2018
2
Калмыков Б., Фридкин Г.. Сольфеджио. – М: Интро-вэйв, 2013.
3
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 2012
4
Рыцарева М.Г. Музыка и Я. – М.: Музыка, 2006.
5
Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1-7 классы. – М., 2019.
6
Музыкальные занимательные диктанты. Калинина Г.Ф. – М., 2019.
Пилипенко
7
Л.
Начнём
с
ритма.
Методическое
пособие
для
начинающих. Ритмические прописи. ИД Катанского, 2012.
8
Жилин В. Занимательные игры для чтения с листа. – Челябинск: 2015
9
Сиротина Т. Музыкальная азбука.– М.: Музыка, 2014.
Методические материалы
1. Подборка диктантов
2. Разработка занятий
3. Коллекция
компакт-дисков
(аудиоматериал
для
прослушивания
музыкальных фрагментов и произведений)
1
Дидактические материалы
Ритмические карточки и лото
2. «Немая» клавиатура
2.3.
Формы аттестации/контроля и способы их определения
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения
по программе с целью выявления уровня развития способностей, личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме участия в отчетном
концерте коллектива, а также в форме итогового занятия.
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1.Афонина Н. Временная организация в музыке. Ритм. Метр. Темп. –
СПб:2017. – 120 с.
2.Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. –
М.:Издательский дом «Классика-XXI», 2016. – 140 с.
3.Белова И.С. Школа педагогического мастерства. – Волгоград: Учитель,
2008. – 65 с.
4.Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 2019. – 126 с.
22
5.Карасева М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального
слуха. –М., 2019. – 115 с.
6. Как преподавать музыкальную литературу в XXI веке. Сборник
статей. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2017. – 78 с.
7.Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио.
Методическое
пособиедля педагогов. – СПб.: Союз художников, 2017. – 200 с.
8.Турик
Л.А.,
Осипова
Н.А. Педагогические технологии в теории ип
9.Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности.
– СПб.: Композитор, 2018. – 98 с.
Литература для обучающихся:
1. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература для IV класса
ДМШ. Издание восьмое. – М.: Музыка, 2014. – 156 с.
2. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты.
Выпуск I . – 168 с.
3. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной
музыкальной литературе. Выпуск II. – 166 с.
4. Калинина
Г.Ф.
Музыкальная
литература.
Тесты
по
русской
музыкальной литературе. Выпуск III. Калинина Г.Ф.Музыкальная
литература. Тесты по отечественной музыке XX века. Выпуск IV. – 170
с.
5. Краткий музыкальный словарь-справочник. – М.: Кифара, 2000. – 201 с.
6. Осовицкая З., А.Казаринова. Музыкальная литература для ДМШ, 1 год
обучения. М., 2014.
7. Осовицкая З., А. Казаринова. В мире музыки. Учебное пособие по
музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. Первый год
обучения. – М.: Музыка, 2016.
8. Сабанеев Л. История русской музыки, 2019
23
9. Музыка. Детская энциклопедия. - М., 2018.
10.Современная энциклопедия. Музыка наших дней. - М.: Аванта+, 2002. –
400 с.
11.Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть третья. Музыка, театр,
кино. - М.: Аванта+, 2012.
Электронные ресурсы для педагога:
1.
Сайт учебно-методического центра профессионального
образования –http://www.umcpo.ru/
2.
Российский общеобразовательный портал -
http://artclassic.edu.ru/3.Российский общеобразовательный портал
http://music.edu.ru/
4. Creative solfege - Креативное сольфеджио: музыкальные
мультфильмы5.Популярная классика в mp 3 – http://www.mfiles.co.uk/
6. Классическая музыка - http://www.classic-music.ru/
7. Культура.РФ. https://www.culture.ru/
8. Образовательный сайт Соната http://www.sonata-etc.ru/main.html
Электронные ресурсы для обучающихся:
1. Сайт учебно-методического центра профессионального образования –
http://www.umcpo.ru/
2. Российский общеобразовательный портал - http://artclassic.edu.ru/
3. Российский общеобразовательный портал
http://music.edu.ru/
4. Тренажёр | Идеальный слух
5. Сайт Сольфеджио http://www.lafamire.ru/
24
Приложение 1
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы
А
Б
В баллах
(А+Б):2
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).
Средний балл
Установка на ЗОЖ
Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками
Инициативность
Самоконтроль
результатов личной
деятельности
Ответственность
Личная организованность
Трудолюбие
Ориентация на успех
Способность к
конструктивному
взаимодействию
Ф.И.
обучающег
ося
Усвоение социальных
норм и правил
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся
1.
2.
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла
– базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито).
25