ДООП Палитра плюс

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества

Палитра Плюс
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 3 года
Возраст обучающихся 7-16 лет

Разработчик:
Фатих Наталья Багдасаровна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024г.

Содержание:

1.
Комплекс основных характеристик…………………
1.1 Пояснительная записка………………………………..
1.2. Цель и задачи программы………………………..….
1.3. Содержание программы…………………………….
2.Комплекс организационно-педагогических
условий………………………………………………………..
2.1.Календарный учебный график……………………...
2.2. Условия реализации программы…………….……..
2.3.Формы аттестации и контроля………………...…...
Список литературы……………………………..……..
Приложение……………………………………………..

2

3
3
4
7
24
24
25
27
28
30

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Программа «Палитра Плюс» направлена на развитие творческих
способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности
ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность в принятии решений, к
свободному самовыражению, уверенности в себе.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Палитра Плюс» художественной направленности актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №093242;

3

 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала, развития компетенций
креативности. Уральский регион богат художественной культурой, сильными
учебными заведениями художественной направленности, компании нуждаются в
креативных, умеющих мыслить нестандартно специалистах, находящих новые
пути решения проблем, видя в них вызов своим способностям.
3) отвечает потребностям родителей в развитии творческой, познавательной
сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и коммуникативных
навыков; предусматривает развитие
у обучающихся художественных
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности;
отвечает потребностям детей в художественном творчестве, в приобщении к
миру современного искусства, в создании авторских художественных
произведений.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип научности,
систематичности и последовательности; принцип наглядности; учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 7-16 лет, мальчики и девочки. Приём детей на
программу
производится без предъявления требований к уровню
предварительной подготовки. Максимальное количество - 15 человек. Группы
формируются по возрасту.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся возрастной категории 7- 16 лет. В младшем школьном возрасте (7 –
11 лет) основной вид деятельности - обучение и познание. Обретая практические
4

умения и навыки в области художественного творчества, дети получают
возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание
создавать нечто новое самим. На занятиях в студиях изобразительного искусства
ребёнок приобретает способность видеть красоту в обыденном, развивает
зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, запоминать,
анализировать, обобщать. Развивает усидчивость и мелкую моторику.
В возрасте 12 – 16 лет учебная деятельность для подростка отступает на
задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и
остается преобладающей, в деятельность общения. В общении происходит
усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей.
Происходят преобразования в самых различных сферах психики.
Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый
план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с
планами будущей жизни.
Именно в этот период существует возможность оказать нужное
педагогическое влияние, потому что вследствие недостаточной обобщенности
нравственного опыта нравственные убеждения ребенка находятся еще в
неустойчивом состоянии.
Обучая практическим умениям и навыкам в области художественного
творчества, педагог вовлекает обучающихся через рисунок, проект,
художественные техники в стремление к соучастию, сопереживанию, совместную
увлеченность коммуникационно- познавательной деятельностью. Такие условия
способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и помогают
учащемуся стать активным участником учебного процесса и развитию 4-К
компетенций.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
экскурсия
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках, итоговая выставка. Запланированы 2 родительских
5

собрания, анкетирование родителей для выявления степени удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг; обязательное привлечение
родителей к организации и проведению экскурсий, инсталляций и выставок
Срок освоения программы - 3 года.
Общее количество часов по программе – 432, каждый год обучения – по 144
часа.
Режим занятий: занятия проходят два раза в неделю по два академических
часа. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между ними 10-15-минутный
перерыв.
Процесс обучения по программе «Палитра Плюс» строится с учетом
современных образовательных технологий (проектных, информационных,
личностно-ориентированных), дифференцированного подхода при котором в
процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
школьников развиваются творческие начала.
Содержание программы соответствует базовому уровню сложности. В
программе соблюдается принцип преемственности – от простого к сложному.
Основной принцип обучения – развитие творческой индивидуальности каждого,
побуждение к самостоятельному творчеству.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - развитие творческого и личностного потенциала детей
средствами изобразительного искусства и основ анимации.
Задачи программы
Обучающие:
• обучать основным терминам и понятиям изобразительного искусства;
• обучать работе с различными художественными материалами;
• знакомить с традиционными и современными техниками изобразительной
деятельности;
• формировать навыки восприятия и передачи объема и формы.
Развивающие:

содействовать мотивации личности к познанию, саморазвитию и
творчеству;

формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде;

развивать способность планировать этапы реализации своего творческого
замысла;

формировать начальные навыки проектной деятельности;
6

развивать компетенции межличностного общения

развивать способность публично представлять результаты своего труда,
проекта.
Воспитательные:

формировать потребности в регулярных занятиях изобразительным
творчеством;
• воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность

содействовать становлению социально активной, ответственной
личности;

формирование эмоционально-эстетического восприятия окружающего
мира;

содействовать развитию познавательных интересов, творческой
активности и инициативы.


1.3. Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
№
Перечень разделов, тем

1

2

2.1

2.2

2.3

Общее
количест
во часов

в том числе
теоретич практич
еские
еские
(час.)
(час.)

Формы
контроля /
аттестация
беседа

Введение в
образовательную
программу
Рисунок
–
основа
изобразительного
искусства
Что
такое
рисунок.
Основные инструменты и
материалы для рисования
Линия – основные средства
выразительности
в
рисунке.
«Упражнение
сплетенные ветви»
Контурный рисунок «По
грибы, по ягоды». Листья,
ягоды, ветки – наброски с
7

2

1

1

20

4

16

2

1

1

6

1

5

беседа,набл
юдение

4

1

3

беседа,набл
юдение,
просмотр

беседа,
наблюдение
,просмотр
беседа,набл
юдение

2.4

2.5
3

натуры
Свободное
пятно,
отпечаток цветного пятна.
«Кляксография»
«Лабиринт». Рисунок в
технике дудлинг
Основы композиции

4

1

3

беседа,набл
юдение,

4

1

3

18

6

13

2

1

2

4

1

3

4

1

3

беседа,набл
юдение,
беседа,
наблюдение
просмотр
беседа,набл
юдение
беседа,набл
юдение,
беседа,набл
юдение,про
смотр
Выставка,
обсуждение
наблюдение
беседа,тест
овое
задание
беседа,набл
юдение
беседа,набл
юдение
беседа,набл
юдение
беседа,
наблюдение
просмотр
Беседа,
тестовое
задание
наблюдение
беседа,набл
юдение,выс

2

1

1

3.5
4

Основные виды и правила
композиции
Линейная
композиция.
Орнамент
Статическая
и
динамическая композиция.
«Волна»
Композиция контраст света
и тени. «Фонарь»
Чижик знает песенку
Основы цветоведения

6
14

1
3

5
11

4.1

Три волшебных краски

4

1

3

4.2

Тёплые и холодные цвета

6

1

5

4.3

Сочетания
цветов.
Цветовые растяжки
Основы живописи

4

1

3

54

10

44

3.1
3.2
3.3

3.4

5

5.1

История живописи. Жанры
живописи

10

4

6

5.2
5.3

Техника живописи
Калейдоскоп

30
14

4
2

26
12

8

6

6.1
6.2

Рисованная анимация

28

4

24

Что
такое
рисованная
анимация?
Проектная деятельность.
Анимация «Смешарики»

6

1

5

10

1

9

6.3

«Рисуем Смешарика»

6

1

5

6.4

«Смешарик
оживает».
Деформация шара
Культурно-досуговая
деятельность
Итоговая выставка
Итого

6

1

5

6

4

2

2
144

32

2
112

7
8

тавка
беседа,набл
юдение,выс
тавка
беседа
беседа,набл
юдение,инс
таляция
наблюдение
просмотр
наблюдение
просмотр
Беседа,
обсуждение
выставка

Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом.
Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в изостудии.
Организация рабочего места.
Практика: Индивидуальный знак – бейдж. Пишем на карточке бейджа имя
(простой карандаш, затем фломастеры) и украшаем её.
Раздел 2. Рисунок – основа изобразительного искусства
Тема 2.1. Что такое рисунок. Основные инструменты и материалы для
рисования.
Теория: Рисунок – основа графического изображения, назначение рисунка,
способы выполнения рисунка. Инструменты для выполнения рисунка различного
вида: карандаш, ручка, фломастер. Живопись начинается с рисунка.
Практика: упражнение «Нарисуй и раскрась!» Дети по выбору рисуют и
раскрашивают кита, собачку, рыбку и т.п. разными инструментами. Просмотр и
обсуждение полученных результатов работы.
Тема 2.2. Линия – основные средства выразительности в рисунке.
«Упражнение сплетенные ветви».
Теория: Рисунок начинается с линии. Характер линии, виды линий.
9

Практика: Упражнение «У природы нет плохой погоды». Простым и
цветным карандашом с использованием разных видов линий:
прямая –
вертикальная и наклонная (дождь), ломаная (гроза), волнистая (метель, ветер),
замкнутые округлые (град) изобразить разные состояния погоды. Создание
символов признаков погоды времён года с применением различных видов линий
для «Календаря наблюдений» в кабинете.
Изображение предметов с
использованием различных видов линий. Упражнения «Крылья, ноги и хвосты».
Передать фактуру перьев птицы, меха животных, чешуи рыб и т.п.
Тема 2.3. Контурный рисунок «По грибы, по ягоды». Листья, ягоды,
ветки – наброски с натуры.
Теория: контур предмета. Передача формы предмета контурной линией.
Практика: Выполнение набросков и зарисовок с натуры веток деревьев,
осенних листьев, ягод рябины, калины простым карандашом
Тема 2.4. Свободное пятно, отпечаток цветного пятна. «Кляксография».
Теория: Что такое пятно? Может ли пятно быть свободным? Как с помощью
различных пятен и линий можно создать конкретный узнаваемый персонаж.
Практика: Упражнение «Кляксография». Кляксы в разном цвете. Превратить
пятно в зверушку. Правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы
в пятне, доработка деталей кисточкой.
Тема 2.5. «Лабиринт». Рисунок в технике дудлинг.
Теория: что такое дудлинг. Просмотр работ в технике дудлинг
Практика: выполнить в технике дудлинг натюрморт с натуры «Дары осени2
Раздел 3. Основы композиции.
Тема 3.1. Основные виды и правила композиции.
Теория: Композиция - организующий компонент художественной формы,
придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы
друг другу и всему замыслу художника. Основными правилами композиции
являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия
или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Практика: Заколдованная полянка. Совместно с педагогом сочиняя сюжет,
нарисовать полянку и ее сказочных обитателей
Тема 3.2. Линейная композиция.
Теория: Линейная композиция - это выстраивание предметов в ритмический
ряд.
Практика: Осенняя дорожка. Орнамент. 1) Нарисовать орнамент в полосе
из предложенных осенних листьев. Для этого согнуть лист поперек, разделив его
на четыре одинаковых прямоугольника. В каждом прямоугольнике аккуратно
провести карандашом диагонали, вертикальную и горизонтальную линии,
10

проходящие через центр. Используя полученную сетку, последовательно
выписывать повторяющиеся элементы орнамента. Обратить внимание на ритм
формы и цвета. 2) Составить линейный узор в технике аппликации из цветной
бумаги. Основные элементы орнамента (листики, кружочки, капельки т.п.)
нарисовать на сложенной в несколько раз бумаге и вырезать. Расположить их
ритмичным орнаментом на сложенной гармошкой бумажной полосе другого
цвета.
Тема 3.3. Статическая и динамическая композиция. «Волна»
Теория: Статика - это определенное взаиморасположение частей и элементов
целого, вследствие чего, целое воспринимается спокойным, устойчивым,
равновесным, неизменным, монументальным. Как правило, у статичных
предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой образуется форма.
Динамика - это зрительное восприятие движения, стремительности формы.
Динамика - определенное взаиморасположение частей и элементов целого,
вследствие чего целое воспринимается или статически неуравновешенным, или
закономерно изменяющимся по каким-либо направлениям (по вертикали, по
горизонтали, по диагонали).
Практика: 1. «Волна». Нарисовать по памяти морскую гладь в состоянии
покоя и наоборот, в движении (бегущие волны) (карандаш). 2.Просмотр японских
гравюр о море. Выполнить композицию – Штиль и Шторм. Просмотр и
обсуждение композиций.
Тема 3.4. Композиция контраст света и тени. «Фонарь».
Теория: Композиция «Фонарь» – это упражнение на формирование
светотеневых отношение. Яркий контраст между светом и тенью.
Практика: Выполнить упражнения «Фонарь» , придумать свою историю,
что можно увидеть ночью при свете фонарика.
Тема 3.5. Чижик знает песенку.
Теория: Знакомство с искусством оформления детской книги. Познакомить с
русскими народными потешками и песенками. Воспитание творческого
отношения к созданию книги знакомство с иллюстрациями Ю.Васнецова.
Формирование композиционных навыков в творческой работе по заданной теме.
Развитие зрительной памяти.
Практика: «Чижик знает песенку». Взяв за основу существующую книгу
детских потешек и песенок в оформлении Ю.Васнецова, выполнить цветными
карандашами свой вариант иллюстрации к понравившейся песенке (потешке)
Наметить композицию, раскрасить фон и большие поверхности красками или
цветными карандашами, второй план, например избушку вырезать из ватмана,
11

раскрасить и наклеить поверх фона, тоже проделать с персонажами. Обратить
внимание на рамку и текст.
Раздел 4. Основы цветоведения
Тема 4.1. Три волшебных краски
Теория: основные цвета. Составные цвета. Радуга.
Практика: интерактив «Волшебные краски» Объединиться в четыре группы.
Каждой группе выдаются одинаковые наборы красок: красный, синий, желтый,
белый; листы белой бумаги и кисти. Извлекая из «волшебной шляпы» шарики
оранжевого, зеленого, фиолетового и голубого цветов, педагог бросает их по
очереди каждой группе. Задача каждой группы: смешать из имеющихся красок
свой составной цвет, соответствующий цвету шарика; каждая группа представляет
результат для всех; получается радуга, которая потом трансформируется в круг.
Тема 4.2. Теплые и холодные цвета
Теория: Цветовой круг обычно делится на тёплую и холодную половины.
Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.
Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый,
сине-зелёный.
Практика: «Осень. Лоскутное одеяло». Нарисовать дерево по середине
листа(по предложенным педагогом вариантам).Разделить лист на клетки.
Раскрасить акварельными красками, теплыми и холодными цветами.
Упражнение «Какого цвета снег?» (гуашь, кисти, губки). Композиция
«Снеговик во дворе».
Тема 4.3. Сочетание цветов
Теория: Что такое цвет. Смешивание цветов. Выделение деталей цветом.
Практика: Выполнение цветовых растяжек живописной техникой
«Лессировка». «Небо, море, облака».
Раздел 5. Основы живописи
Тема 5.1. История живописи. Жанры живописи
Теория:
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с
передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или
гибкую поверхность. Некоторые жанры. Портрет — изображение человека либо
группы
людей,
существующих
или
существовавших
в
реальной
действительности. Пейза́ж — жанр живописи, в котором основным предметом
изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая
человеком природа. Натюрморт – изображение предметов.
Практика: Написание натюрморта с натуры, написание портрета, написание
пейзажа по памяти и представлению.
12

Тема 5.2. Техника живописи
Теория: Акварельная живопись, различные техники живописи.
Практика: Выполнение работ на заданные темы в различных живописных
техниках, например «Натюрморт с прозрачными предметами». Выполнение
постановочных натюрмортов с натуры
Тема 5.3. «Калейдоскоп»
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения.
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом Темы композиций: «Дождь», «Ветер»,
«Сон», «Отражение на воде». Просмотр и обсуждение композиций. Мини
выставки.
Раздел 6. Рисованная анимация
Тема 6.1. Что такое рисованная анимация?
Теория: Анимация — современная техника. Какие виды анимации бывают?
Чем отличаются технически друг от друга. Первая рисованная анимация. Уолт
Дисней. Первые советские мультфильмы.
Практика: Выполнение элементов анимационного рисунка.
Тема 6.2.Проектная деятельность. Анимация/«Смешарики»
Практика: Все мы знаем и любим сериал Смешарики. Пробуем нарисовать
своего Смешарика.
Тема 6.3. «Рисуем Смешарика»
Практика: Рисуем любимого смешарика или придумываем своего. Пробуем
передать эмоцию своего Смешарика.
Тема 6.4. «Смешарик оживает»
Теория: Как анимировать простую фигуру-шар? Как оживить нашего
Смешарика?
Практика: Знакомство со схемой анимации шара. Выполнение ряда
рисунков на кальке или писчей бумаге, и в итоге сборка небольшого
анимационного фильма про смешарика.
Раздел 7. Культурно-досуговая деятельность.
Теория: Краткий очерк возникновения и развития культуры и искусства.
Краткий обзор «Изобразительное искусство от древнейших времён до наших
дней». Понятия национальных, общечеловеческих, культурных, духовных и
нравственных ценностей. Что значит быть культурным человеком.
Практика: Беседы с просмотром репродукций, просмотр и обсуждение
знаковых произведений изобразительного искусства. Выполнение детьми
творческой самостоятельной работы «Рисуем письмо другу» с кратким
письменным (устным) комментарием.
13

Раздел 8. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за время обучения.
Практика:
Выбор и оформление творческих работ для выставки.
Оформление выставки.
Учебный план
2 год обучения
№

Общее
в том числе
Перечень разделов, тем
количес теоретич практич
тво
еские
еские
часов
(час.)
(час.)
1. Рисунок
–
основа
16
5
11
изобразительного
искусства
1.1. Рисунок как часть графики.
2
1
1
Основные инструменты и
материалы
графических
композиций
1.2. Линия, штрих, пятно и
4
1
3
точка – основное средство
графической
выразительности.
«Морской берег». (гелевая
ручка, карандаш)
1.3. Контурный
рисунок
4
1
3
«Берёзовая роща». Ветки
берёзы,
листья
папоротника – наброски с
натуры
1.4. Виды линий, передающие
фактуру предмета. «Мой
любимый зоопарк» (уголь,
карандаш)
1.5 «Сказка
странствий».
Рисунок в технике дудлинг
2. Основы композиции

Формы
контроля /
аттестация
беседа

беседа,
наблюдени
е,просмотр
беседа,наб
людение

беседа,наб
людение

2

1

1

беседа,наб
людение,
просмотр

4

1

3

18

5

13

беседа,наб
людение,
беседа,наб
людение,

14

2.1. Основные виды и правила
композиции

2

1

1

2.2 Линейная
композиция.
Орнамент.
Символика
народного орнамента

4

1

3

2.3. Статическая
и
динамическая композиция.
«Пять стихий: огонь, вода,
воздух, земля, железо»
2.4 Композиция «Черное на
сером».
Как
показать
силуэт с помощью блика
2.5. Фэнтези-мир.
Авторская
композиция

4

1

3

2

1

1

6

1

5

Основы цветоведения

12

3

9

3.1. Контрастные и
родственные цвета
3.2. Тёплые и холодные цвета

2

1

1

6

1

5

3.3. Гармоничные
цветов. Букет

4

1

3

58

8

50

4.1. Жанры живописи: портрет,
пейзаж и натюрморт

20

2

18

4.2 Техника
живописи
акварелью и гуашью

20

4

16

3.

4.

сочетания

Основы живописи

15

беседа,
наблюдени
епросмотр
беседа,наб
людение,
инсталяци
я
беседа,наб
людение,

беседа,наб
людение,и
нсталяция
Выставка,
обсуждени
е
беседа,тест
овое
задание
беседа,наб
людение,
беседа,наб
людение
беседа,наб
людение,
минивыставка
беседа,наб
людение,
выставка
беседа,
тестовое
задание в
игровой
форме
Беседа,
просмотр

4.3. Калейдоскоп

18

2

16

Рисованная анимация

34

4

30

5.1. Придумываем персонаж

6

1

1

5.2. «Работаем с мимикой»

6

1

5

5.3. «Походка персонажа»

6

1

5

16

1

14

4

1

3

2
144

26

2
118

5.

5.4. «Выражаем эмоцию»
мимика + походка.
6. Культурно-досуговая
деятельность
7. Итоговая выставка
Итого

-

наблюдени
е
беседа,наб
людение,
инсталяци
я
беседа,наб
людение,в
ыставка
Беседа,
наблюдени
е
беседа,наб
людение,в
ыставка
Наблюдени
е,просмотр
беседа
выставка

Содержание программы
2 год обучения
Раздел 1. Рисунок – основа изобразительного искусства
Тема 1.1. Рисунок как часть графики. Основные инструменты и материалы
графических композиций.
Теория: особенности графического изображения, разновидности графики,
способы выполнения рисунка. Инструменты для выполнения графических
композиций: карандаш, уголь, тушь, гелевая ручка.
Практика: упражнение «Чёрным по белому, белым по чёрному». Просмотр и
обсуждение полученных результатов работы.
Тема 1.2. Линия, штрих, пятно и точка – основное средство графической
выразительности. «Морской берег». (гелевая ручка, карандаш)
Теория: Линии. Характер линии, виды линий.
Практика: упражнение «Морской берег». Простым и цветным карандашом с
использованием разных видов линий, а также гелевыми ручками изобразить
фактуры песка, гальки, камней, водоросли, морские звёзды и т.п. Просмотр и
16

обсуждение работ
Тема 1.3 Контурный рисунок «Берёзовая роща».
Теория: Передача формы предмета контурной линией различной толщины и
структуры.
Практика: Выполнение композиционных набросков и зарисовок с натуры
простым карандашом и гелевой ручкой. Ветки берёзы, сложные листья
папоротника.
Тема 1.4
Виды линий, передающие фактуру предмета. «Мой любимый
зоопарк».
Теория: Разнообразие фактур в природе. Как с помощью различных линий
можно передать фактуру природных поверхностей, меха животных.
Практика: Упражнение «Мой любимый зоопарк». Простым карандашом
дети изображают фигуры домашних питомцев, подбирают фактуры, гелевой
ручкой передают фактуру меша, пуха и т.п.
Тема 1.5. «Сказка странствий». Композиция в технике дудлинг.
Теория: Просмотр графических композиций в технике дудлинг. Вспоминаем
виды линий, особенности техники дудлинг
Практика: выполнить в технике дудлинг многофигурную композицию
«Сказка странствий», просмотр и обсуждение работ.
Раздел 2. Основы композиции.
Тема 2.1. Основные виды и правила композиции.
Теория: Основными правилами композиции являются ритм, выделение
сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение
главного на втором пространственном плане.
Практика: Композиционные упражнения. Составление композиций из
предметов , расположенных на натурном столе. Просмотр и обсуждение работ
Тема 2.2. Линейная композиция. Символика народного орнамента
Теория: Основные символы в народном орнаменте народов России Просмотр
образцов.
Практика: Рушник, фартук, шарфик. Орнамент в полосе из элементов
народного орнамента для текстиля и вязаных изделий. Мини-выставка,
обсуждение работ.
Тема 2.3. Статическая и динамическая композиция. «Пять стихий»
Теория: Повторение принципов статических и динамических композиций.
Просмотр видео ряда. Что такое «Стихии», символика стихий.
Практика: 1. «Пять стихий». Железо, земля – статика; огонь, воздух, вода –
динамика. Выбор стихии, выполнение композиции. Просмотр и обсуждение
17

композиций.
Тема 2.4. Композиция «Черное на сером»
Теория: «Черное на сером» – как можно показать предмет в темноте, с
помощью белого блика например.
Практика: упражнения «Блик». Разработка и оформление эскиза
композиции, работа с трафаретом. Мини-выставка.
Тема 2.5. Авторская композиция «Мир Фэнтези».
Теория: Знакомство с искусством оформления фильма, игры. Просмотр
зрительного ряда. Жанр «Фэнтези»
Практика: «Фэнтези мир». Наброски, эскизы и выполнение авторской
композиции в жанре фэнтези. Мини выставка, просмотр и обсуждение работ.
Раздел 3. Основы цветоведения
Тема 3.1. Контрастные и родственные цвета.
Теория: Что такое контраст и контрастные цвета. Понятие родственных
цветов.
Практика: Упражнения «Фрукты-ягоды», «Осенняя роща», «По волнам».
Работа гуашью и акварелью.
Тема 3.2. Теплые и холодные цвета.
Теория: Вспоминаем понятие теплый и холодный цвет. Тёплые цвета:
красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий,
голубой, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный.
Практика: Упражнение «Лёд и костёр». Акварель, гуашь. Выполнение
авторских композиций с использованием холодных и тёплых цветов.
Тема 3.3. Гармоничные сочетания цветов. Букет.
Теория: Что такое цветовая гармония. Смешивание цветов. Выделение
деталей цветом.
Практика: Выполнение композиции «Букет» с цветовыми растяжками
живописной техникой «Лессировка». Просмотр и обсуждение работ.
Раздел 4. Основы живописи.
Тема 4.1. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт.
Теория: Жанры. Портрет — изображение человека либо группы людей,
существующих или существовавших в реальной действительности. Пейзаж —
жанр живописи, в котором основным предметом изображения является
первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Натюрморт – изображение предметов.
Практика: Написание натюрморта с натуры, написание портрета, написание
18

пейзажа по памяти и представлению.
Тема 4.2. Техника живописи акварелью и гуашью.
Теория: Акварельная живопись, различные техники акварельной живописи.
Техника гуаши. Различие данных техник.
Практика: Выполнение работы «Натюрморт с предметами искусства» в
технике гуаши.
Выполнение работы «По погоде» в технике акварели. Просмотр, обсуждение.
Тема 4.3. Живописные композиции «Калейдоскоп».
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом Темы композиций определяются детьми.
Выполнение постановочных натюрмортов с натуры. Просмотр и обсуждение
композиций. Мини выставки.
Раздел 5. Рисованная анимация
Тема 5.1. Рисованная анимация. Разработка персонажа.
Теория: Искусство анимации – это искусство вдохнуть жизнь в любой
рисунок, Заставить двигаться, придать характер нарисованному предмету
Практика: Наброски персонажа карандашом. Обсуждение
Тема 5.2. Рисуем мимику – мы понимаем какие эмоции испытывает персонаж
просто глядя на его лицо.
Практика: Изучаем основные эмоции человека и способы их передачи при
помощи взгляда, морщин и рта.
Тема 5.3. Рисуем походку – походка одна из самых характерных черт в любом
персонаже, можно бежать, красться, прихрамывать, подпрыгивать и т.д
Практика: Изучаем схемы походок разработанные Диснеем, и выбираем
подходящую для своего персонажа. Рисуем фазы походки на кальке. Обсуждение.
Тема 5.4. «Выражаем эмоцию» - мимика + походка. Объединяем мимику и
походку и создаем полноценный персонаж.
Теория: Двигаем персонаж, отрабатываем походку, добавляем акцент
мимикой, должна получиться законченная сценка.
Практика: выполнение детьми по собственному эскизу персонажа и
сценарию рисованный мультипликат на кальке. Просмотр, обсуждение.
Раздел 6. Культурно-досуговая деятельность.
Теория: Виртуальные экскурсии по музеям изобразительных искусств.
Практика: Беседы с просмотром электронных коллекций Музеев мира.
Осуждение знаковых произведений изобразительного искусства. Экскурсии на
19

выставки Екатеринбурга. Обсуждение, чаепитие с родителями.
Раздел 7. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные часы.
Практика:
Выбор и оформление творческих работ для выставки.
Награждение обучающихся по итогам учебного года.
Учебный план
3 год обучения
№
Перечень разделов, тем

1. Графика
1.1. Современные
разновидности
графики.
Декоративный натюрморт
1.2. Разнообразие
средств
выразительности. Ночной
пейзаж (тушь, перо)
1.3. Рисуем фигуру человека.
Контур, силуэт
1.4. Графические композиции
«Длинные
истории».
(линеры, тушь, карандаш)
1.5 «Животные
нашего
зоопарка». Пастель
2. Основы композиции

Общее
в том числе
количе теорет практич
ство
ическ
еские
часов
ие
(час.)
(час.)
24
4
20
8
1
7

2.1. Основные
правила
композиции
в
разных
жанрах.
Сюжетная
композиция
2.2 Многофигурные
композиции
20

4

1

3

2

-

2

4

1

3

8

1

7

20

5

15

2

1

2

4

1

3

Формы
контроля /
аттестация

беседа
беседа,
наблюдени
е,просмотр
беседа,наб
людение
беседа,наб
людение
беседа,наб
людение,п
росмотр
беседа,наб
людение
беседа,наб
людение,п
росмотр
беседа,
наблюдени
епросмотр
беседа,наб
людение,
инсталяци

2.3. Тематические
авторские
композиции
2.4 Авторская
композиция
«Абстракция»

4

1

3

4

1

3

2.5. Творческие
проекты.
Авторская композиция

6

1

5

Цветоведение

12

3

9

3.1. Цветовые растяжки

2

1

1

3.2. Техники вливания цвета

6

1

5

3.3. Гармоничные
сочетания
тёплых и холодных цветов.
Букет ромашек.

4

1

3

Основы живописи

52

6

46

4.1. Морской пейзаж. Гуашь,
акрил. Работа с
мастехином

10

2

8

Различные
техники
в
живописи
в жанре
натюрморт
4.3. Яркий мир. Авторская
живописная композиция.
Витраж

14

4

10

8

2

6

Творческие
проекты.
Копии картин известных
живописцев

20

2

18

3.

4.

4.2

4.4

21

я
беседа,наб
людение,
беседа,наб
людение,и
нсталяция
Выставка,
обсуждени
е
беседа,ест
овое
задаение
беседа,наб
людение,
беседа,наб
людение
беседа,наб
людение,
минивыставка
беседа,наб
людение,в
ыставка
беседа,
тестовое
задание в
игровой
форме
Беседа,
просмотр
Наблюден
ие,
инсталяци
я
беседа,наб
людение,в
ыставка

5.

Рисованная анимация

беседа,наб
людение,в
ыставка
Беседа,
наблюдени
е
беседа,наб
людение,в
ыставка
наблюдени
е,просмотр

30

6

24

5.1. Специфические приёмы в
анимации.
Захлесты.
Деформация
5.2. Движение ветра, волна,
дождь.

8

1

7

6

1

5

5.3. Как показать скорость и
пространство

12

2

10

5.4. Стилизация. Персонаж +
стихия.

10

2

8

Культурно-досуговая
деятельность
Итоговая выставка

4

1

3

беседа,
минивыставка
беседа

2

1

1

выставка

144

26

118

6.
7.

Итого

Содержание программы
3 год обучения
Раздел 1. Графика
Тема 1.1. Современные разновидности графики. Декоративный натюрморт
Теория: Современные варианты и особенности графического изображения,
разновидности современной графики, способы выполнения рисунка.
Практика: упражнения «Нарисуй и раскрась». «Моё настроение».
Выполнение натюрморта с натуры выбранным стилем графики. Просмотр и
обсуждение полученных результатов работы.
Тема 1.2. Разнообразие средств выразительности современной графики.
Ночной пейзаж
Теория: Ахроматические и цветные линии, пятна. Штриховка, тонирование,
заливка. Эффект инверсии.
Практика: упражнение «Гравюра». Пейзаж с натуры (рисунок) гелевой
ручкой. Просмотр и обсуждение работ
Тема 1.3. Рисуем фигуру человека. Контур, силуэт
22

Теория: пропорции фигуры взрослого человека. Понятие силуэта
Практика: Передача пропорций. Передача формы фигуры контурной
линией. Заливка. Просмотр и обсуждение работ
Тема 1.4 Графические композиции «Длинные истории».
Теория: Разработка графической истории(комикс).
Практика: Наброски с натуры. Сценарий. Работа с кадрами, выразительные
компоновки. Просмотр, обсуждение
Тема 1.5. «Животные нашего зоопарка». Наброски животных с натуры
Теория: Наброски животных карандашом. Вспоминаем виды линий,
особенности техники пастель.
Практика: выполнить в технике пастель композицию «Животные нашего
зоопарка», просмотр и обсуждение работ.
Раздел 2. Основы композиции.
Тема 2.1. Основные правила композиции в разных жанрах. Сюжетная
композиция
Теория: Основные
композиционные приёмы в пейзаже, портрете,
натюрморте.
Практика: Композиционные упражнения. «Прогулка по парку». Просмотр и
обсуждение работ
Тема 2.2. Многофигурные композиции
Теория: Построение сложной композиции. Основные приёмы. Просмотр
образцов.
Практика: Тематическая композиция с изображением фигур людей. Минивыставка, обсуждение работ.
Тема 2.3. Тематические авторские композиции.
Теория: Повторение принципов статических и динамических композиций.
Просмотр видео ряда.
Практика: Выбор темы, выполнение набросков, вариантов компоновки.
Выполнение композиции. Просмотр и обсуждение композиций. Мини-выставка.
Тема 2.4. Авторская композиция «Абстракция».
Теория: Объединение динамичных элементов в одно пространство.
Практика: упражнения «Трансформация». Композиционные наброски.
Выполнение динамической композиции «Торнадо». Мини-выставка.
Тема 2.5. Творческие проекты. Авторская композиция
Теория: Основы проектной деятельности. Планирование проекта.
Практика:
Реализация авторского замысла в творческих проектах
«Новогодняя сказка». Мини выставка, просмотр и обсуждение работ.
23

Раздел 3. Цветоведение.
Тема 3.1. Цветовые растяжки.
Теория: Что такое цветовая растяжка. Плавное перетекание цветов. Техники
растяжки в живописи.
Практика: Интерактив «Иллюзион красок». Упражнения «Цветовые
растяжки в два цвета» акварелью.
Тема 3.2. Техника вливания цвета.
Теория: Вспоминаем оттенки основных цветов. Техника акварели «посырому».
Практика: Упражнение «Вливание цвета». Акварель, по-сырому. Получаем
оттенки основных цветов. Эффекты от техники вливания. Просмотр работ.
Тема 3.3. Гармоничные сочетания тёплых и холодных цветов
Теория: Что такое цветовая гармония. Сочетание тёплых и холодных
цветов, удачные и неудачные варианты.
Практика: Выполнение композиции «Букет» с цветовыми растяжками
живописной техникой «Лессировка». Просмотр и обсуждение работ
Раздел 4. Основы живописи
Тема 4.1. Пейзаж в технике акварели.
Теория: Вспоминаем: пейзаж — жанр живописи, в котором основным
предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени
преображённая человеком природа. Вспоминаем: особенности акварельной
техники.
Практика: Написание пейзажа по памяти (представлению) в избранной
акварельной технике. Просмотр и обсуждение работ.
Тема 4.2. Различные техники живописи в жанре натюрморт.
Теория: Акварельная живопись, лессировка, заливка. Наслоение. Техника
гуаши. Пастозность. Различие данных техник. Передача плотности, прозрачности,
фактурности предметов в натюрморте.
Практика: Выполнение работы «Натюрморт с предметами быта» в
избранной технике. Просмотр, обсуждение.
Тема 4.3. Живописные композиции «Калейдоскоп».
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения.
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом Темы композиций определяются детьми.
Выполнение постановочных натюрмортов с натуры. Просмотр и обсуждение
композиций. Мини выставки.
Тема 4.4 Творческие проекты. Копии картин известных живописцев.
24

Теория: Понятие краткосрочного творческого проекта. Планирование этапов
проекта. Что такое копия. Обучение техникам живописи в процессе копирования.
Практика: реализация этапов проекта. Просмотр. Выставка.
Раздел 5. Рисованная анимация
Тема 5.1. Специфические приёмы рисованной анимации.
Теория: Особенности рисованной анимации. Основные приемы и схемы
движения стихий. Захлесты, деформация.
Практика: Выполнение основных движений, знакомство со схемами. Разбор
работ.
Тема 5.2. Миниатюры в движении.
Теория: Как нарисовать ветер, волну, дождь?
Практика: Выполнение основных схем движения стихий. Работа с калькой
покадрово. Просмотр. Обсуждение.
Тема 5.3 Скорость. Пространство.
Теория: Разбираем оптические приемы. Как показать с помощью тени
движение предмета в пространстве.
Практика: выполнение детьми по собственному эскизу композиции на тему:
стоит предмет, фон движется и наоборот. Композиция «Предмет и тень от
предмета».
Тема 5.4. Стилизация.
Теория: Стилизация. Персонаж + стихия. Сопротивление ветру.
Практика: выполнение детьми по собственному замыслу небольшой сценки
«Борьба со стихией». Персонаж идет против ветра. Плавится мороженое. Минивыставка, защита.
Раздел 6. Культурно-досуговая деятельность.
Теория: Виртуальные экскурсии по музеям изобразительных искусств.
Практика: Беседы с просмотром электронных коллекций Музеев мира.
обсуждение знаковых произведений изобразительного искусства. Экскурсии на
выставки Екатеринбурга. Обсуждение увиденного, чаепитие с родителями.
Раздел 7. Итоговая выставка.
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные часы.
Практика:
Выбор и оформление творческих работ для выставки.
Оформление итоговой выставки.

1.4. Планируемые результаты и способы их определения
25

Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики усвоения программы ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми.
Для успешной реализации программы используются следующие формы
контроля: входной, тематический, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль служит для проведения начальной диагностики
обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся
знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым
обучающимся и перспективы работы с группой. Формы входного контроля:
собеседование, наблюдение.
Тематический контроль осуществляется для подведения итогов изучения
крупной темы (раздела). Формы контроля: педагогическое наблюдение и анализ,
анализ продуктивной деятельности обучающихся, самоконтроль и самооценка
обучающихся.
Планируемые результаты
По завершении реализации программы ожидаются следующие результаты:
Личностные:

сформированы потребности в регулярных занятиях изобразительным
творчеством;
• развиты терпение, воля, усидчивость, трудолюбие, аккуратность

проявляются качества социально активной, ответственной личности;

сформировано в соответствии с возрастом эмоционально-эстетическое
восприятие окружающего мира;

проявляются познавательных интересы, творческая активность и
инициатива.
Предметные:
• знает основные термины и понятия изобразительного искусства;
• обучен работе с различными художественными материалами;
• знаком с традиционными и современными техниками изобразительной
деятельности;
• сформированы навыки восприятия и передачи объема и формы.
Метапредметные:

проявляется мотивация личности к познанию, саморазвитию и творчеству;

сформированы основные коммуникативные навыки, умение работать в
команде;

проявляется способность планировать этапы реализации своего творческого
замысла;
26

сформированы начальные навыки проектной деятельности;

развиты основные компетенции межличностного общения

проявляется способность публично представлять результаты своего труда,
проекта.


Формы промежуточной аттестации: выполнение практической работы,
реализация творческого проекта, отчетная выставка.
Цель промежуточной аттестации – оценка качества усвоения обучающимися
содержания программы за 1 и 2 год обучения.
Итоговый контроль осуществляется по завершению освоения всего курса
обучения.
Цель итоговой аттестации – установление реального уровня теоретических
знаний, наличие практических умений и навыков.
Формы итоговой аттестации: отчетные выставки, итоговое занятие, защита
проектов, презентация готового продукта. Результаты аттестации фиксируются в
Картах результатов освоения программы (Приложение).
Для оценивания результатов промежуточного и итогового контроля
используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень.

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание обучения по программе

27

36 в год
72 в год
4
144 в год
11 сентября
30.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

31 мая

2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
-

столы и стулья для педагога и учащихся - 16 шт.,

-

классная доска -1 шт.,

-

шкафы и стеллажи для хранения наглядных пособий – 2 шт.,

-

мольберты - 12 шт.

-

проектор – 1 шт.,

-

ноутбк;

-

экран – 1шт.

Материалы, необходимые для занятий по программе: ватман, карандаши
масляные, гуашевые и акварельные краски, не менее 12 цветов; кисти различных
размеров приобретают родители обучающихся.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор

методов

обучения

определяется

с

учетом

возможностей

обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей композиции;

28

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования,

наряду

с

традиционными

классическими

образовательными

методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии: личностно-ориентированные технологии в обучении; технология
коллективного

творческого

дела

информационно-коммуникативных

технологий и электронного обучения (онлайн-занятие; мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий.

Обучение

направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
-

инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;

-

практическая работа;

-

физкультминутки;

-

подведение итогов, анализ, оценка работ;

29

Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма и
уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется требования к тому, чтобы
обучающийся доводил работу до конца, чтобы качество изделия было высоким.
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случае
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Используемые
ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ http://www.openclass.ru/wik
i-pages/50648 Страничка изобразительного искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ живопись акварелью
3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
5. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic
_id=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся живописи.
˗

Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.

˗

Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)

˗

Анкетирование родителей

˗

Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.

˗

Группа для родителей в WhatsApp
Кадровые условия:
Занятие

проводит

педагог

дополнительного

образования,

имеющий

специальное художественное образование и педагогическое образование.
30

Учебный план предполагает приглашение коллег, художников для проведения
мастер-классов,

семинаров

и

совместных

проектов.

Для

проведения

психологических тренингов на командообразование предусмотрено привлечение
педагога-психолога ДДиЮ.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к обучающимся (техника
безопасности, правила поведения в быту, транспорте, общественных
мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2. Тематические беседы об изобразительном искусстве.
3. Посещение родителями открытых занятий и выставок.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастерклассов, музеев
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится диагностика
уровня развития личностных, предметных и метапредметных компетенций
(Индивидуальные диагностические карты в Приложении). Контроль и оценка
результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики
качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими
детьми.
Форма итоговой аттестации - итоговая выставка

31

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М. Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство,
2018.- 184 с.
2. Гусакова, М. А. Аппликация / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2017.- 97 с.
3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова. М.: Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.
4. Корнева, Г.Н. Бумага / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 123 с.
32

5. Луковенко, Б. А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное
искусство, 2019.- 146 с.
6. Митителло, К.Р. Аппликация. Техника и искусство / К.Р. Мититтелло. - М.:
Эксмо-Пресс, 2018. – 172 с.
7. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.: Изобразительное
искусство, 2019. - 218 с.
8.Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. - М.: Внешсигма, 2018. – 279 с.

Литература для родителей
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.:
Искусство и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей
1.Винокурова, Н.К. Порисуем вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.- 174 с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А. Давыдова. –
Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.

33

Приложение 1
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

20…-20… уч.г. , … г.о. раздел- ……………..

А

Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы
В баллах (А+Б):2

Б

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

Приложение 2
Карта диагностики уровня развития социальной компетентности
Личностное развитие

Сред.балл

Терпение

самостоятельность

Сила воли

Самоорганизация

Самоопределение

Саморазвитие

Культура
самопрезентации, в том
числе, в социальных сетях

Культура внешнего вида

Коммуникационная культура

Культура вербального
общения

Ф.И.О

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».