Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Развитие ребенка средствами хореографии
2 ступень
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 5 лет
Возраст обучающихся 10 – 14 лет
Разработчик:
Пахнутова А.А.,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 год
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений российской образовательной
политики
является
развитие
дополнительного
образования,
предоставляющего детям свободный выбор различных сфер деятельности в
соответствии с их интересами и потребностями, способствующее
творческому развитию их дарований и способностей. Сегодня открылись
широкие возможности для духовного, физического, психического и
социального развития детей. Ребенок, подросток должен иметь возможность
осмотреться в окружающем мире, в его бесконечном многообразии,
«примерить» на себя не только возможные социальные роли, но и найти свой
путь творческой самореализации.
Программа художественной направленности «Развитие ребенка
средствами хореографии. 2 ступень» является базовой и обусловлена
потребностями современного общества в здоровом образе жизни и
двигательной активности. Посредством занятий в хореографическом
коллективе дети приобщаются к искусству танца, развивают творческие
возможности, ощущают самодостаточность, самоценность личности, учатся
жить в единстве и гармонии с другими людьми, искусством, обществом.
Сотрудничество и взаимодействие детей, педагогов и родителей
осуществляется через многообразные формы общения.
Программа «Развитие ребенка средствами хореографии. 2 ступень»
актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
2
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №093242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала, а также значительного социального запроса на выступления
юных танцоров на концертных площадках при проведении мероприятий
различного уровня
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в
творческом и личностном развитии подростков, а также потребностям детей
в творческом самовыражении посредством исполнения хореографических
композиций и выступлений на сцене.
3
Дополнительная образовательная программа «Хореография плюс»
является модифицированной и разработана на основе программы Жуковой
В.П. «Развитие ребенка средствами хореографии: учебная программа»,
Объединение Дворец Молодежи-Екатеринбург,2009 г. Отличительной
особенностью программы «Развитие ребенка средствами хореографии. 2
ступень» является объединение нескольких направлений хореографии:
классического, современного танца, а также элементов актерского
мастерства, что позволяет педагогам знакомить учащихся с различными
видами хореографического искусства, а также шире использовать свои
знания и возможности для развития творческих способностей детей,
выделив их индивидуальность, склонность к различным видам хореографии.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы – дети в возрасте 10 – 14 лет при отсутствии
медицинских противопоказаний, завершившие обучение по программе
«Хореография плюс».
Психофизиологические особенности детей среднего школьного
возраста: возрастной период 10 – 14 лет характеризуется бурным ростом
ребенка и физиологической перестройкой всего организма. У подростков
возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, резкая смена
настроения, быстрая утомляемость. Они обидчивы. Педагогу нужно быть
осторожным и деликатным в своих высказываниях, не подчеркивать
значение результата и не сомневаться в возможностях ребенка. Еще большее
значение приобретает индивидуальный подход. Для ребенка это самый
трудный, переломный возраст во всех отношениях. Болезненно
воспринимают критику. Они пытаются проявлять самостоятельность от
родителей, педагога, начинают осознавать себя как личность, поэтому
подростков все больше привлекают личностные качества педагога. Теперь
они не будут безоговорочно слушаться, и слепо доверяться педагогу. Надо
завоевать их уважение, подростки начинают ценить волевые качества, ум,
характер, профессионализм педагога. Для подростков становятся чуждыми
конкретные приземленные образы, характеры, сюжеты. Необходимо
учитывать это при формировании репертуара. Образовательный процесс
строится в соответствии с этими возрастными физиологическими и
психологическими особенностями детей, что предполагает возможность и
необходимость корректировки заданий.
4
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен 45
мин.) 1 раз в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2. Количество детей в группе – до 15
человек.
Срок освоения программы: 5 лет.
Объем программы –72 часа/36 недель в год; общий объём – 360 часов.
Особенности организации образовательного процесса - традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Перечень форм обучения: очная; в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
концерт, отчетный концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы «Развитие ребенка средствами хореографии. 2 ступень»:
открытые занятия, показательные выступления перед родителями. В конце
учебного года проводится отчётное занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие личностных, физических и творческих
способностей детей через освоение хореографического искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
обучать основам хореографии классического и современного
танцев в соответствии с программой разных лет обучения;
приобщать обучающихся к достоянию культуры путем
ознакомления с историей возникновения и развития танца;
знакомить с техническими приёмами танцоров разного стиля;
обучать элементам актерской техники, необходимой в
хореографии.
Развивающие:
развивать и совершенствовать способности передавать
посредством танца определенное образно-эмоциональное состояние;
развивать
компетенции
самоконтроля,
самовоспитания,
самодисциплины, саморазвития;
5
развивать и совершенствовать исполнительские качества и
навыки, необходимые танцовщику для работы над хореографическим
произведением любого жанра и стиля.
Воспитательные:
воспитывать потребность в здоровом образе жизни и систематических
занятиях танцем; содействовать правильному физическому развитию
организма детей;
развивать у детей такие ценные качества личности, как адаптивность,
инициативность, креативность, общительность, трудолюбие, честность,
ответственность, скромность;
пробуждать интерес к профессии хореографа.
Учебно-воспитательный процесс в коллективе строится согласно
дидактических принципов:
строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой и
техническими приемами танца;
систематичность
и
регулярность
занятий,
обеспечивающих
постепенность в развитии природных данных и способностей учащихся;
доступность в овладении техническими приемами;
комплексность средств воздействия;
Такая организация учебного процесса дает возможность участникам
коллектива не только овладеть основами хореографии, но и углубить их
знания в этой области, сделав их всесторонними, связав танец с широким
кругом явлений искусства и жизни.
6
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
I год обучения
В том числе
Формы
подведения
Практи
итогов по
ческие
теме или
(час)
разделу
Опрос,
19
открытое
занятие
9
Общее
количе
ство
часов
Теорети
ческие
(час)
Элементы классического
танца
Организационное занятие
Изучение элементов
классического экзерсиса у
палки
Изучение элементов
классического экзерсиса на
середине зала
Прыжки
22
3
1
10
1
1
7
1
6
4
-
4
Элементы и движения
танца «модерн»
Упражнения на развитие
специфических
танцевальных, физических
способностей
Танцевальные комбинации,
развернутые композиции,
этюды
Импровизация обучающихся
Общая физическая
подготовка
20
1
19
12
1
11
6
-
6
2
8
-
2
8
IV Постановка танцевальных
номеров и репетиционный
процесс
V Концертная деятельность
8
-
8
Открытое
занятие
6
-
6
Культурнопросветительская и
проектная деятельность
8
3
Концерты,
конкурсы
Наблюдение
,
собеседован
ия
Итого
72
7
№
п/
п
I
1.1
1.2
1.3
1.4
II
2.1
2.2
2.3
III
VI
Наименование разделов, тем
5
Открытое
занятие
Открытое
занятие
65
7
Содержание курса (первый год обучения)
I. Элементы экзерсиса классического танца
Тема 1.1. Организационное занятие.
Теория:
Цели и задачи на учебный год. Требования к обучающимся. Перспективный
план учебных занятий, репетиций постановок, концертной деятельности.
Знакомство с новичками. Режим занятий, расписание. Инструктаж по
технике безопасности.
Тема 1.2. Изучение элементов классического экзерсиса у палки.
Теория:
Понятия: «battement frappe», «battement fondu», « battement releve lent »,
«grand battement jete».
Практика:
Повторяются все изученные движения экзерсиса в различных сочетаниях.
Темп движений нарастает (М.Р. 2/4, 3/4). Координация движений
усложняется. Новые движения вводятся постепенно
- Rond de jambe par terre en dehors et en dedans (сначала с фиксацией
точек, затем слитно)
- Battement frappe – сначала с акцентом удара на cou-de-pied и носком в
пол
- Battement fondu – носком в пол
- Battement releve lent – на 90
- Grand battement jete
- Разучивание комбинаций у станка
Тема 1.3. Изучение элементов классического экзерсиса на середине зала
Теория:
Понятия: «arabesque», «por de bras», « temps lie par terre »
Практика:
- Battement releve lent – на 45
- Поза II arabesque
- III por de bras
- Temps lie par terre – вперед и назад
8
Исполнение комбинаций, состоящих из движений и поз классического танца
для развития техники исполнения, выразительности.
Тема 1.4. Прыжки
Теория:
Понятия: «pas echappe», «pas assemble»
Практика:
- Pas echappe по II позиции
- Pas assemble в сторону
Прыжки проучиваются медленно, с фиксацией поз. Исполнение прыжков в
комбинации друг с другом, с подъемом на полупальцы.
II. Элементы и движения танца «модерн»
Тема 2.1. Упражнения
физических способностей
на
развитие
специфических
танцевальных,
Теория:
Понятия «центр», «гравитация», «баланс», «контракция», «релаксация»,
«release», «curve», «arch», «roll down», «roll up»
Практика:
Упражнения, включающие понятия «центр» и «гравитация». Упражнения на
развитие равновесия в статичных положениях тела, в динамике. Упражнение
на дыхание. Упражнения на развитие подвижности стопы, рук. Упражнения
для рук. Упражнения на середине зала стоя, сидя, лежа. Изучение и
отработка позиций и положений рук, ног, головы, корпуса. Cross:
танцевальные шаги (сочетание различных движений в продвижении вперед,
в сторону). Вспомогательные динамические движения и связующие шаги:
«gegage», «glissade», «step boll change», «pas failli», «renverse». Основные
прыжки классического танца в сочетании с руками, корпусом и
параллельными позициями ног.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, развернутые композиции, этюды
Практика:
Закрепление навыков и умений полученных ранее. Наработка свободной
техники исполнения упражнений и комбинаций. Четкое понимание «что
танцуешь», а главное «как». Закрепление особенностей техники исполнения
танца модерн в развернутых комбинациях: bottement tandus, port de bras,
adaqio
9
Тема 2.3. Импровизация обучающихся
Практика:
Целенаправленный характер импровизаций, отражение эмоционального
состояния по заданию. Коллективный танец. Контактный танец.
III. Общая физическая подготовка
Практика:
Упражнения по кругу, стоя на месте. Общеразвивающие упражнения сидя и
лежа на полу, укрепление мышц стопы, живота, рук, ног. Развитие
выворотности, растяжка. Прыжки. Постепенное увеличение физической
нагрузки. Ускорение темпа урока. Усложнение упражнений с учетом
достигнутых результатов.
IV. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс
Практика:
Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений и
отработка элементов с солистами. Разучивание движений и отработка
элементов с группами исполнителей. Индивидуальные и сводные репетиции
концертных номеров. Освоение заданного сценического пространства.
Подготовка коллектива к выступлениям.
V. Концертная деятельность
Практика: Подготовка и проведение открытых занятий. Участие в отчетном
концерте, в концертах посвященных различным праздникам. Участие в
конкурсах районного, городского, областного, Всероссийского и
Международного уровней.
VI. Культурно-просветительская и проектная деятельность
Теория:
Проведение бесед о значении танца в жизни отдельного человека и всего
человечества в целом, здорового образа жизни, воспитания сочувствия к
ближнему.
Практика:
10
Посещение домов престарелых, детских домов, оказание благотворительной
помощи нуждающимся. Просмотр спектаклей, конкурсов, видеолекций,
обсуждение увиденного и услышанного. Посещение открытых занятий
студентов института танца, приезжих педагогов, участие в мастер-классах
ведущих педагогов страны. Проведение мероприятий внутри коллектива
(«Новый год», «8 Марта», «День Победы», «Международный день танца»),
подготовка и проведение игр, эстафет, конкурсов, чаепития для детей
коллектива и их родителей. Субботники – привитие бережного отношения к
залу и его инвентарю, к костюмам, к чистоте вокруг нас.
Учебный (тематический) план
II год обучения
№
п/п
Наименование разделов,
тем
I
Элементы классического
танца
Организационное занятие
Изучение элементов
классического экзерсиса у
палки
Изучение элементов
классического экзерсиса на
середине зала
Прыжки
Элементы и движения
танца «модерн»
Упражнения на развитие
специфических
танцевальных, физических
способностей
Танцевальные комбинации,
развернутые композиции,
этюды
Импровизация
обучающихся
Общая физическая
подготовка
1.1
1.2
1.3
1.4
II
2.1
2.2
2.3
III
22
3
1
10
1
1
Формы
подведения
итогов по
практик
каждой теме
а
или разделу
Опрос,
19
открытое
занятие
9
7
1
6
4
-
4
Общее
количе
ство
часов
20
В том числе
теория
1
19
12
1
11
6
-
6
2
-
2
8
-
8
Открытое
занятие
Открытое
занятие
11
IV Постановка
танцевальных номеров и
репетиционный процесс
V Концертная деятельность
VI Культурнопросветительская и
проектная деятельность
Итого
8
-
8
Открытое
занятие
6
-
6
3
5
Концерты,
конкурсы
Наблюдение,
собеседования
7
65
8
72
Содержание курса (второй год обучения)
I. Элементы экзерсиса классического танца
Тема 1.1. Организационное занятие.
Теория:
Цели и задачи на второй учебный год. Требования к обучающимся.
Перспективный план учебных занятий, репетиций, постановок, концертной
деятельности. Подготовка к проведению коллективных занятий. Расписание
занятий. Беседа с родителями о задачах, перспективах занятий. Задачи перед
родительским комитетом. Подготовка к выступлениям. Инструктаж по
технике безопасности.
Тема 1.2. Изучение элементов классического экзерсиса у палки.
Теория:
Понятия: «battement tendu pour le pied», « pique », «большие позы»,
«повороты en dehors et en dedans », « sur le cou-de-pied »
Практика:
Повторение полученных ранее знаний, умений, навыков. Темп исполнения
увеличивается.
Типы
координации
движения:
однонаправленные,
разнонаправленные, одновременные (рук, ног и головы)
- IV позиция ног. Правила исполнения
- Demi plie по IV позиции
- Battement tendu в позе effacce et croisee
- Battement tendu pour le pied
- Battement tendu jete pique
- Battement tendu 45 c plie, c demi – rond
12
Battement frappe на 45
Battement releve lent в больших позах
Grand battement jete в больших позах
Повороты en dehors et en dedans на двух ногах
Releve в позе sur le cou-de-pied и открытой ногой в сторону на 45,
сначала лицом к палке, затем боком, держась одной рукой за палку с
левой и правой ноги.
- Все виды растяжки. Шпагаты
-
Тема 1.3. Изучение элементов классического экзерсиса на середине зала
Теория:
Понятия: «croise et efface», «положения рук и головы в позах классического
танца»
Практика: Большая поза croise et efface. Поза III arabesque. Положение рук и
поворот головы в позах. Исполнение маленького adaqio из выученных поз на
16 тактов.
Тема 1.4. Прыжки
Теория:
Основные понятия: «pas assemble вперед и назад в позах effocce et croisee»,
«pas glissade», «сценический sissonne», «техника вращения pirouettes по V
позиции»
Практика:
- Pas echappe по IV позиции
- Pas assemble вперед и назад в позах effocce et croisee
- Pas glissade
- Сценический sissonne в позах I, II arabesques
- Техника вращения pirouettes по V позиции, en dehors et en dedans
Исполняются прыжковые комбинации в различной координации, в
различных сочетаниях друг с другом. Темп ускоренный
II. Элементы и движения танца «модерн»
Тема 2.1. Упражнения
физических способностей
на
развитие
специфических
танцевальных,
Теория:
13
Понятия «центр», «гравитация», «баланс», «контракция», «релаксация»,
«curve», «arch», «roll down», «roll up» «twist», «tilt», «drop», «swing»
Практика:
Упражнения, включающие понятия «центр» и «гравитация», «изоляция».
Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях тела, в
динамике. Упражнение на дыхание. Упражнения на развитие подвижности
стопы, рук. Упражнения для рук. Упражнения на середине зала стоя, сидя,
лежа. Изучение и отработка позиций и положений рук, ног, головы, корпуса.
Cross: Вращения. Шаги примитива, в реп манере, с мультипликацией и
вспомогательные шаги: «tap step», «camel walk», «spider walk», «sugar leg».
Танцевальные шаги (сочетание различных движений в продвижении вперед,
в сторону). Основные прыжки классического танца в сочетании с руками,
корпусом и параллельными позициями ног.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, развернутые композиции, этюды
Практика:
Закрепление навыков и умений полученных ранее. Наработка свободной
техники исполнения упражнений и комбинаций. Четкое понимание «что
танцуешь», а главное «как». Закрепление особенностей техники исполнения
танца модерн в развернутых комбинациях: battement tandus, port de bras,
adaqio. Закрепление особенностей техники исполнения танца «модерн» в
развернутых комбинациях: battement tandus, battement tandus jetes, adaqio,
rond de jambe par terre, port de bras.
Тема 2.3. Импровизация обучающихся
Теория:
Понятия: «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль»
Практика:
Целенаправленный характер импровизаций, отражение эмоционального
состояния по заданию. Коллективный танец. Контактный танец. Сольная
импровизация, дуэт, трио, ансамбль.
III. Общая физическая подготовка
Практика:
Упражнения по кругу, на месте. Общеразвивающие упражнения сидя и лежа
для укрепления мышц стопы, живота, рук, ног. Развитие выворотности,
14
растяжка. Прыжки. Постепенное увеличение физической нагрузки.
Ускорение темпа урока. Усложнение упражнений с учетом достигнутых
результатов.
IV. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс
Практика:
Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений и
отработка элементов с солистами. Разучивание движений и отработка
элементов с группами исполнителей. Индивидуальные и сводные репетиции
концертных номеров. Освоение заданного сценического пространства.
Подготовка коллектива к выступлениям.
V. Концертная деятельность
Практика: Подготовка и проведение открытых занятий. Участие в отчетном
концерте, в концертах посвященных различным праздникам. Участие в
конкурсах районного, городского, областного, Всероссийского и
Международного уровней.
VI. Культурно-просветительская и проектная деятельность
Теория:
Принципы проектной деятельности. Проведение бесед о влиянии
танцевального искусства на развитие личности ребенка. Основные тенденции
в развитии танцевального искусства в мире. Применение в жизни
конкретного
ребенка
умения
хорошо
танцевать,
эмоционально
раскрепощаться, трудиться, работать в коллективе. Пропаганда здорового
образа жизни.
Практика:
Посещение домов престарелых, детских домов, оказание благотворительной
помощи нуждающимся. Просмотр спектаклей, конкурсов, видеолекций,
обсуждение увиденного и услышанного. Посещение открытых занятий
студентов института танца, приезжих педагогов, участие в мастер-классах
ведущих педагогов страны. Проведение мероприятий внутри коллектива
(«Новый год», «8 Марта», «День Победы», «Международный день танца»),
подготовка и проведение игр, эстафет, конкурсов, чаепития для детей
коллектива и их родителей. Субботники – привитие бережного отношения к
залу и его инвентарю, к костюмам, к чистоте вокруг нас.
15
Учебный (тематический) план
III год обучения
В том числе
Общее
количес Теорети Практи
тво
ческие
ческие
часов
(час)
(час)
Формы
подведения
итогов по
каждой теме
или разделу
Опрос,
открытое
занятие.
Экзамен по
классике
№
п/п
Наименование разделов,
тем
I
Элементы классического
танца
Организационное занятие
Изучение элементов
классического экзерсиса у
палки
Изучение элементов
классического экзерсиса
на середине зала
Прыжки
Элементы и движения
танца «модерн»
Упражнения на развитие
специфических
танцевальных, физических
способностей
Танцевальные
комбинации, развернутые
композиции, этюды
Импровизация
обучающихся
Общая физическая
подготовка
22
3,5
18,5
1
9
1
1
8
7
1
6
5
20
0,5
1,5
4,5
18,5
11
1
10
7
-
7
2
0,5
1,5
8
-
8
Открытое
занятие
Постановка
танцевальных номеров и
репетиционный процесс
Концертная
деятельность
12
-
12
Открытое
занятие
4
-
4
Культурнопросветительская и
проектная деятельность
Итого
6
2
4
Концерты,
конкурсы.
Отчетный
концерт
Наблюдение,
собеседован
ия
72
7
65
1.1
1.2
1.3
1.4
II
2.1
2.2
2.3
III
IV
V
VI
Открытое
занятие
16
Содержание курса (третий год обучения)
I. Элементы экзерсиса классического танца
Тема 1.1. Организационное занятие.
Теория: Цели и задачи на третий год обучения. Требования к обучающимся.
Перспективный план учебных занятий, репетиций, постановок, концертной
деятельности. Расписание занятий. Беседа с родителями о задачах,
перспективах занятий. Задачи перед родительским комитетом. Подготовка к
выступлениям. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Изучение элементов классического экзерсиса у станка.
Теория:
Понятия: «Pas tombe», «battements développés».
Практика:
1. Demi-rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на полупальцах.
2. Battements fondus:
-с plié-relevé et demi-rond на 45 en face.
3. Pas tombé на месте с полуповоротом en dehors et en dedans, рабочая нога в
положении sur de cou-de-pied
4. Battements relevés lents et battements développés во всех позах.
5. Demi-rond de jambe et grand rond de jambe développé на всей стопе, en dehors
et en dedans.
6. Grands battements jetés в позах.
7. Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans:
- работающая нога в позиции sur le cou-de-pied.
8. Préparation к tours sur le cou-de-pied en dehors et en dedans.
Тема 1.3 Изучение элементов классического экзерсиса на середине зала
Теория:
«Pas tombée», «Pas de bourrée ballotté», « Pas de bourrée simple et tournant”, «Pas
glissade en tournant».
Практика:
1. Demi-rond de jambe на 45 en dehors et en dedans en face, en tournant на ¼ на
всей стопе
2. Battements fondus c plié-relevé demi-rond de jambe на 45
3. Pas tombée с продвижением, работающая нога в положении sur le cou-depied, носком в пол на 45.
4. Pas de bourrée ballotté на effacée et croisée
17
5. Pas de bourrée simple et tournant en dehors et en dedans
6. Préparation к tours en dehors et en dedans из I, II, IV позиции
7. Tours en dehors et en dedans из I, II (I оборот)
8. Pas glissade en tournant по ½ и целому обороту (первоначально прямой).
9. Battements relevés lents et battements développés на 90 в позах: croisée,
effacée, écartée вперед, назад:
10. I, II arabesques
11. Grands battements jetés в больших позах IV arabesque.
12. Préparation tour из II позиции en dehors et en dedans
13.Pas jetés fondus с продвижением вперед и назад
14.Temps lié с перегибом корпуса.
Тема 1.4. Прыжки.
Теория:
Понятия: «Double assemble», « Sissonne en verte», « Pas ballonné», «
Pas
échappé battu», «Sissonne fermée», « Sissonne ouverte».
Практика:
1.Pas échappé на II и IV позиции и en tournant по ¼, ½ оборота
2.Double assemblé
3.Pas de chat
4.Temps relevé с ногой в положении sur le cou-de-pied
5.Sissonne en verte et sissonne en verte pas de reloppe на 45º во всех
направлениях и позах
6.Sissonné tombée и в позах вперед и назад
7.Temps lié sante
8.Pas ballonné во всех направлениях и позах, на месте и с продвижением.
9. Экзамен по классике.
II. Элементы и движения танца «модерн»
Тема 2.1. Упражнения на развитие специфических танцевальных, физических
способностей
Теория:
Понятия «центр», «гравитация», «баланс», «контракция», «релаксация»,
«curve», «arch», «roll down», «roll up» «twist», «tilt», «drop», «swing»
Практика:
Упражнения, включающие понятия «центр» и «гравитация», «изоляция».
Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях тела, в
динамике. Упражнение на дыхание. Упражнения на развитие подвижности
18
стопы, рук. Упражнения для рук. Упражнения на середине зала стоя, сидя,
лежа. Изучение и отработка позиций и положений рук, ног, головы, корпуса.
Cross: Вращения. Шаги примитива, в реп манере, с мультипликацией и
вспомогательные шаги: «tap step», «camel walk», «spider walk», «sugar leg».
Танцевальные шаги (сочетание различных движений в продвижении вперед,
в сторону). Основные прыжки классического танца в сочетании с руками,
корпусом и параллельными позициями ног.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, развернутые композиции, этюды
Практика:
Закрепление навыков и умений полученных ранее. Наработка свободной
техники исполнения упражнений и комбинаций. Четкое понимание «что
танцуешь», а главное «как». Закрепление особенностей техники исполнения
танца модерн в развернутых комбинациях: battement tandus, port de bras,
adaqio. Закрепление особенностей техники исполнения танца «модерн» в
развернутых комбинациях: battement tandus, battement tandus jetes, adaqio,
rond de jambe par terre, port de bras.
Тема 2.3. Импровизация обучающихся
Теория: Понятия: «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль»
Практика:
Целенаправленный характер импровизаций, отражение эмоционального
состояния по заданию. Коллективный танец. Контактный танец. Сольная
импровизация, дуэт, трио, ансамбль.
III. Общая физическая подготовка
Практика: Упражнения по кругу, на месте. Общеразвивающие упражнения
сидя и лежа для укрепления мышц стопы, живота, рук, ног. Развитие
выворотности, растяжка. Прыжки. Постепенное увеличение физической
нагрузки. Ускорение темпа урока. Усложнение упражнений с учетом
достигнутых результатов.
IV. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс
Практика: Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений и
отработка элементов с солистами. Разучивание движений и отработка
19
элементов с группами исполнителей. Индивидуальные и сводные репетиции
концертных номеров. Освоение заданного сценического пространства.
Подготовка коллектива к выступлениям.
V. Концертная деятельность
Практика: Подготовка и проведение открытых занятий. Участие в отчетном
концерте, в концертах посвященных различным праздникам. Участие в
конкурсах районного,
городского, областного,
Всероссийского и
Международного уровней.
VI. Культурно - просветительская и проектная деятельность
Теория: Принципы проектной деятельности. Основные тенденции в развитии
танцевального искусства в мире. Применение в жизни конкретного ребенка
умения хорошо танцевать, эмоционально раскрепощаться, трудиться, работать в
коллективе. Пропаганда здорового образа жизни.
Практика: Посещение домов престарелых, детских домов, оказание
благотворительной помощи нуждающимся. Участие в реализации проекта.
Просмотр спектаклей, конкурсов, видеолекций, обсуждение увиденного и
услышанного. Посещение открытых занятий студентов института танца,
приезжих педагогов, участие в мастер-классах ведущих педагогов страны.
Проведение мероприятий внутри коллектива («Новый год», «8 Марта», «День
Победы», «Международный день танца»), подготовка и проведение игр,
эстафет, конкурсов, чаепития для детей коллектива и их родителей. Субботники
– привитие бережного отношения к залу и его инвентарю, к костюмам, к
чистоте вокруг нас.
Учебный (тематический) план
IV год обучения
В том числе
Общее
№
количе Теоретич Практич
Наименование разделов, тем
п/п
ство
еские
еские
часов
(час)
(час)
I
Элементы классического
танца
22
3
19
Формы
подведения
итогов по
каждой теме
или разделу
Опрос,
20
1.1 Организационное занятие
1.2 Изучение элементов
классического экзерсиса у
палки
1.3 Изучение элементов
классического экзерсиса на
середине зала
1.4 Прыжки
открытое
занятие.
Экзамен по
классике
1
10
1
1
9
7
1
6
4
-
4
Элементы и движения
танца «модерн»
2.1 Упражнения на развитие
специфических
танцевальных, физических
способностей
2.2 Танцевальные комбинации,
развернутые композиции,
этюды
2.3 Импровизация
обучающихся
III Общая физическая
подготовка
20
1
19
12
1
11
6
-
6
2
-
2
8
-
8
Открытое
занятие
Постановка танцевальных
номеров и репетиционный
процесс
Концертная деятельность
8
-
8
Открытое
занятие
6
-
6
Культурнопросветительская и
проектная деятельность
Итого
8
3
5
Концерты,
конкурсы.
Отчетный
концерт
Наблюдение,
собеседовани
я
72
7
65
II
IV
V
VI
Открытое
занятие
Содержание курса (четвертый год обучения)
I.
Элементы экзерсиса классического танца.
Тема 1.1.Организационное занятие.
Теория:
Цели и задачи на шестой год обучения. Требования к занимающимся.
Перспективный план учебных занятий, репетиций, постановок, концертной
деятельности. Расписание занятий. Задачи перед родительским комитетом.
Подготовка к выступлениям. Инструктаж по технике безопасности.
21
Тема 1.2. Изучение элементов классического экзерсиса у палки.
Теория: battenmets soutenus, battements frappés et double frappes, flic-flac en
face, rond de jambe en l’air, battements relevés lents, demi et grand rond de jambe
développé, grands battements jetés développés ,grands battements jetés passe par
terre, 3 port de bras, tour.
Практика:
1. Demi-rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на demi-plié
2. Battements fondus:
- с pliè-relevé et rond de jambe
3. Battements relevés lents et battements développés во всех позах на
полупальцах
4.3-е port de bras с ногой, вытянутой на носок назад (с растяжкой), с
переходом с опорной ноги.
5. Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans:
-с подменой ноги
6.Tour из V позиции en dehors et en dedans
7. Battenmets soutenus на 90º во всех направлениях и позах, на всей стопе и на
полупальцах
8. Battements frappés et double frappés на полупальцах с окончанием на demiplié en face и в позах.
9. Flic-flac en face.
10. Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans на demi-plies.
Тема 1.3. Изучение элементов классического экзерсиса на середине зала
Теория: tour en dehors et en dedans ,arabesque, battements tendus jetés en
tournant, battements soutenus, battements developpes, grands battements jetés et
grands battements jetes pointes в больших позах, 3-е и 4-е port de bras, 5-е и 6е port de bras.
Практика:
1. Tours en dehors et en dedans из I, II, IV позиции (I оборот)
2.3-е port de bras:
-с ногой, вытянутой на носок вперед или назад на demi –plie ;
- с растяжкой, без перехода и с переходом с опорной ноги.
3. 4-е port de bras.
4. 5-е и 6-е рort de bras.
5. IV arabesque носком в пол.
6. Préparation tour из V позиции en dehors et en dedans.
7. Pas de bourrée без перемены ног.
8. III arabesques
22
9. Grands battements jetés et grands battements jetés pointes в больших позах IV
arabesque.
Тема 1.4. Прыжки.
Теория: pas jeté, pas echappe, pas glissade, sisson fermee, sisson ouverte, pas de
basque.
Практика:
1. Pas échappé battu
2. Petit pas jetés с окончанием в маленькие позы
3. Pas glissade в маленьких позах вперед, назад и в сторону
4. Sissonne fermée во всех направлениях и позах
5. Sissonne ouverte en face, sissonne ouverte par développé
6. Pas de basque вперед и назад
7. Pas de chat с согнутыми ногами.
8. Экзамен по классическому танцу
II. Элементы и движения танца «модерн»
Тема 2.1. Упражнения
физических способностей
на
развитие
специфических
танцевальных,
Теория: Понятия «центр», «гравитация», «баланс», «контракция»,
«релаксация», «curve», «arch», «roll down», «roll up» «twist», «tilt», «drop»,
«swing»
Практика: Упражнения, включающие понятия «центр» и «гравитация»,
«изоляция». Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях
тела, в динамике. Упражнение на дыхание. Упражнения на развитие
подвижности стопы, рук. Упражнения для рук. Упражнения на середине зала
стоя, сидя, лежа. Изучение и отработка позиций и положений рук, ног,
головы, корпуса. Cross: Вращения. Шаги примитива, в реп манере, с
мультипликацией и вспомогательные шаги: «tap step», «camel walk», «spider
walk», «sugar leg». Танцевальные шаги (сочетание различных движений в
продвижении вперед, в сторону). Основные прыжки классического танца в
сочетании с руками, корпусом и параллельными позициями ног.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, развернутые композиции, этюды
Практика: Закрепление навыков и умений полученных ранее. Наработка
свободной техники исполнения упражнений и комбинаций. Четкое
23
понимание «что танцуешь», а главное «как». Закрепление особенностей
техники исполнения танца модерн в развернутых комбинациях: battement
tandus, port de bras, adaqio. Закрепление особенностей техники исполнения
танца «модерн» в развернутых комбинациях: battement tandus, battement
tandus jetes, adaqio, rond de jambe par terre, port de bras.
Тема 2.3. Импровизация обучающихся
Теория:
Понятия: «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль»
Практика:
Целенаправленный
характер
импровизаций,
отражение
эмоционального состояния по заданию. Коллективный танец. Контактный
танец. Сольная импровизация, дуэт, трио, ансамбль.
III. Общая физическая подготовка
Практика:
Упражнения по кругу, на месте. Общеразвивающие упражнения сидя и лежа
для укрепления мышц стопы, живота, рук, ног. Развитие выворотности,
растяжка. Прыжки. Постепенное увеличение физической нагрузки.
Ускорение темпа урока. Усложнение упражнений с учетом достигнутых
результатов.
IV. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс
Практика: Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений
и отработка элементов с солистами. Разучивание движений и отработка
элементов с группами исполнителей. Индивидуальные и сводные репетиции
концертных номеров. Освоение заданного сценического пространства.
Подготовка коллектива к выступлениям.
V. Концертная деятельность
Практика: Подготовка и проведение открытых занятий. Участие в отчетном
концерте, в концертах посвященных различным праздникам. Участие в
конкурсах районного, городского, областного, Всероссийского и
Международного уровней.
VI. Культурно-просветительская и проектная деятельность
24
Теория: Принципы проектной деятельности. Основные тенденции в развитии
танцевального искусства в мире. Применение в жизни конкретного ребенка
умения хорошо танцевать, эмоционально раскрепощаться, трудиться,
работать в коллективе. Пропаганда здорового образа жизни.
Практика: Посещение домов престарелых, детских домов, оказание
благотворительной помощи нуждающимся. Участие в реализации проекта.
Просмотр спектаклей, конкурсов, видеолекций, обсуждение увиденного и
услышанного. Посещение открытых занятий студентов института танца,
приезжих педагогов, участие в мастер-классах ведущих педагогов страны.
Проведение мероприятий внутри коллектива («Новый год», «8 Марта»,
«День Победы», «Международный день танца»), подготовка и проведение
игр, эстафет, конкурсов, чаепития для детей коллектива и их родителей.
Субботники – привитие бережного отношения к залу и его инвентарю, к
костюмам, к чистоте вокруг нас.
Учебный (тематический) план
V год обучения
№
п/п
Наименование разделов,
тем
I
Элементы классического
танца
Организационное занятие
Изучение элементов
классического экзерсиса у
палки
Изучение элементов
классического экзерсиса на
середине зала
Прыжки
1.1
1.2
1.3
1.4
II
Элементы и движения
танца «модерн»
Обще
е
колич
ество
часов
22
В том числе
теория
1
10
1
1
7
1
6
4
-
4
20
1
19
3
Формы
подведения
итогов по
практик
каждой теме
ка
или разделу
Опрос,
19
открытое
занятие.
9
Экзамен по
классике
Открытое
25
2.1 Упражнения на развитие
специфических
танцевальных, физических
способностей
2.2 Танцевальные комбинации,
развернутые композиции,
этюды
2.3 Импровизация
обучающихся
12
1
11
6
-
6
2
-
2
III Общая физическая
подготовка
IV Постановка
танцевальных номеров и
репетиционный процесс
V Концертная деятельность
8
-
8
8
-
8
6
-
6
VI Культурнопросветительская и
проектная деятельность
Итого
8
3
72
5
7
занятие
Открытое
занятие
Открытое
занятие
Концерты,
конкурсы.
Отчетный
концерт
Наблюдение,
собеседования
65
Содержание курса (пятый год обучения)
I. Элементы экзерсиса классического танца
Тема 1.1. Организационное занятие.
Теория: Цели и задачи на пятый год обучения. Требования к обучающимся.
Перспективный план учебных занятий, репетиций, постановок, концертной
деятельности. Расписание занятий. Беседа с родителями о задачах,
перспективах занятий. Задачи перед родительским комитетом. Подготовка к
выступлениям. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Изучение элементов классического экзерсиса у станка
Теория: Понятия: battements tendus en tournant, battements tendus jetés en
tournant, battements soutenus, battements developpes, grands battements jetés
developpes, pas glissade en tournand, battements frappés et double frappés. »», « 3е port de bras», « 5-е и 6-е port de bras».
Практика:
1.Battements relevés lents et battements développés en face:
-на полупальцах.
26
2.Demi et grand rond de jambe développé на полупальцах en face и из
позы в позу
3.Grands battements jetés développés (мягкий battements на всей стопе)
4.Grands battements jetés passe par terre через I позицию с окончанием
на носок вперед или назад и в позы
5.Petit temps relevé en dehors, en dedans на всей стопе и на
полупальцах (preparation к пируэту)
6.Battements tendus, pour batterie
7.Battements frappés et double battements frappés с окончанием на
demi-pliе.
Тема 1.3. Изучение элементов классического экзерсиса на середине
зала
Теория:Rond de jambe par terre en tournant, Petit battement sur le cou-de-pied
Grand rond développé Temps lié Pas de bourrée dessous Soutenu en tournant
Практика:
- Battements tendus en tournant en dehors et en dedans по 1/8, ¼, ½ круга
- Battements tendus jetés en tournant по 1/8, ¼, ½ круга
- Rond de jambe на 45º и на demi-plié
- Battements soutenus на 90º en face и в позах
- Flic-flac en face
- Battements relevés lents в IV arabesque
- Battements développés в IV arabesque
- Battements developpes с demi-pliés и переходом с ноги на ногу, en face и в
позах
- Demi-rond développés en dehors et en dedans из позы в позу
- Pas tombé:
- на месте с полуповоротом en dehors et en dedans, работающая нога в
положении sur le coup-de-pied
- из позы в позу 45º и 90º с окончанием на носок и на 90º
- Grands battements jetés developpes en face и в позах
- Pas glissade en tournand по целому обороту по диагонали
- Battements frappés et double frappés на demi-plié.
Тема 1.4. Прыжки.
Теория: Pas jeté, Pas ballonnée, Pas embooté, Pas assemble.
Практика:
1.
Pas jeté с продвижением
2.
Pas ballonnée в позах
27
3.
Pas embooté вперед и назад, sur le cou-de-pied и на 45º
4.
Pas assemble с продвижением с приемов: pas glissade, шаг – c
sissonne ouverte на II позиции en tournant на ¼, ½.
II. Элементы и движения танца «модерн»
Тема 2.1. Упражнения
физических способностей
на
развитие
специфических
танцевальных,
Теория:
Понятия «центр», «гравитация», «баланс», «контракция», «релаксация»,
«curve», «arch», «roll down», «roll up» «twist», «tilt», «drop», «swing»
Практика:
Упражнения, включающие понятия «центр» и «гравитация», «изоляция».
Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях тела, в
динамике. Упражнение на дыхание. Упражнения на развитие подвижности
стопы, рук. Упражнения для рук. Упражнения на середине зала стоя, сидя,
лежа. Изучение и отработка позиций и положений рук, ног, головы, корпуса.
Cross: Вращения. Шаги примитива, в реп манере, с мультипликацией и
вспомогательные шаги: «tap step», «camel walk», «spider walk», «sugar leg».
Танцевальные шаги (сочетание различных движений в продвижении вперед,
в сторону). Основные прыжки классического танца в сочетании с руками,
корпусом и параллельными позициями ног.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, развернутые композиции, этюды
Практика:
Закрепление навыков и умений полученных ранее. Наработка свободной
техники исполнения упражнений и комбинаций. Четкое понимание «что
танцуешь», а главное «как». Закрепление особенностей техники исполнения
танца модерн в развернутых комбинациях: battement tandus, port de bras,
adaqio. Закрепление особенностей техники исполнения танца «модерн» в
развернутых комбинациях: battement tandus, battement tandus jetes, adaqio,
rond de jambe par terre, port de bras.
Тема 2.3. Импровизация обучающихся
Теория:
Понятия: «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль»
Практика:
28
Целенаправленный
характер
импровизаций,
отражение
эмоционального состояния по заданию. Коллективный танец.
Контактный танец. Сольная импровизация, дуэт, трио, ансамбль.
III. Общая физическая подготовка
Практика: Упражнения по кругу, на месте. Общеразвивающие упражнения
сидя и лежа для укрепления мышц стопы, живота, рук, ног. Развитие
выворотности, растяжка. Прыжки. Постепенное увеличение физической
нагрузки. Ускорение темпа урока. Усложнение упражнений с учетом
достигнутых результатов.
IV. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс
Практика: Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений
и отработка элементов с солистами. Разучивание движений и отработка
элементов с группами исполнителей. Индивидуальные и сводные репетиции
концертных номеров. Освоение заданного сценического пространства.
Подготовка коллектива к выступлениям.
V. Концертная деятельность
Практика: Подготовка и проведение открытых занятий. Участие в отчетном
концерте, в концертах посвященных различным праздникам. Участие в
конкурсах районного, городского, областного, Всероссийского и
Международного уровней.
VI. Культурно - просветительская и проектная деятельность
Теория: Принципы проектной деятельности. Основные тенденции в развитии
танцевального искусства в мире. Применение в жизни конкретного ребенка
умения хорошо танцевать, эмоционально раскрепощаться, трудиться,
работать в коллективе. Пропаганда здорового образа жизни.
Практика: Посещение домов престарелых, детских домов, оказание
благотворительной помощи нуждающимся. Участие в реализации проекта.
Просмотр спектаклей, конкурсов, видеолекций, обсуждение увиденного и
услышанного. Посещение открытых занятий студентов института танца,
приезжих педагогов, участие в мастер-классах ведущих педагогов страны.
Проведение мероприятий внутри коллектива («Новый год», «8 Марта»,
«День Победы», «Международный день танца»), подготовка и проведение
игр, эстафет, конкурсов, чаепития для детей коллектива и их родителей.
29
Субботники – привитие бережного отношения к залу и его инвентарю, к
костюмам, к чистоте вокруг нас.
1.4. Планируемые результаты реализации образовательной программы
Предметные:
владеет основам хореографии классического и современного
танцев в соответствии с программой своего года обучения;
интересуется танцем как достоянием культуры;
знаком с техническими приёмами танцоров разных стилей;
владеет элементами актерской техники, необходимыми в
танцевальных постановках.
Метапредметные:
проявляет
способность
передавать
посредством
танца
определенное образно-эмоциональное состояние;
развиты
компетенции
самоконтроля,
самовоспитания,
самодисциплины, саморазвития;
развиты исполнительские качества и навыки, необходимые
танцовщику для работы над хореографическим произведением любого
жанра и стиля.
Личностные:
выражена потребность в здоровом образе жизни и
систематических занятиях танцем;
присутствуют адаптивность, инициативность, креативность,
общительность, трудолюбие, честность, ответственность, скромность;
проявляется интерес к профессии хореографа.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Основные характеристики
№ п\п
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Выходные дни
36
36
2
72
31.12 – 09.01
30
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул
Каникулы
6
2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение программы:
- Кабинет хореографии.
- Станок
- Зеркала
- Музыкальный центр
- Гимнастические коврики - 24 шт.
- Утяжелители 0,5 кг - 20 пар
- Скакалки - 15 шт.
- Диски, флэш карты
- Костюмы
- Реквизит для хореографических постановок
Кадровое обеспечение:
Реализует программу педагог дополнительного образования, имеющий
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по специальности «хореография», владеющей навыками
преподавания классического, современного и эстрадного танца.
Методическое обеспечение:
Основные методы обучения:
- Методы визуального и аудиального восприятия, которые
способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению
программы
курса
обучения,
повышения
интереса
к
изучаемым
упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений и
связок,
демонстрацию
мастер-классов
в
формате
видеозаписей,
прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает
закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
31
звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию
визуальной и музыкальной памяти, формированию двигательного навыка,
закрепляет привычку двигаться ритмично.
- Игровой метод используется при проведении музыкально —
ритмических
игр. Этот
метод
основан
на
элементах
здорового
соперничества детей между собой и повышении ответственности каждого
за достижение определённого результата. Такие условия повышают
эмоциональность обучения.
- Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные
основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с
музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов
использования слова в обучении:
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку,
рассказ,
беседа, обсуждение
Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся:
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной
доступностью
упражнений.
Однако,
использование
данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной
ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие
на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых
разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое
упражнение
можно
приостановить
для
уточнения
двигательного
движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод
может также применяться при изучении сложных движений.
32
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной деятельности и личностно-ориентированного обучения,
позволяющими максимально реализовать личностный и творческий
потенциал каждому обучающемуся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1.
Беседы о требованиях, предъявляемых к обучающимся (техника
безопасности, правила поведения в танцевальном зале, транспорте,
общественных мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2.
Тематические беседы о хореографии и мастерстве танцора.
3.
Посещение родителями открытых уроков и концертов.
4.
Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5.
Родительские собрания.
6.
Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-
классов, концертов хореографических коллективов
7.
Участие в благотворительных концертах, посещение с концертами
социальных учреждений.
Информационное обеспечение
Важным условием для получения результатов является применение:
• Аудиозаписей для разминки;
• Аудиозаписей для музыкального сопровождения номеров;
• Видеоматериалов с выступлениями хореографических коллективов,
методикой исполнения движений;
• Создание и администрирование интернет сообщества студии (группа
ВКонтакте, WhatsApp), в которых происходит обсуждение актуальных
вопросов, публикация фото и видеоматериалов с выступлений студии,
видео мастер-классы.
Электронные
ресурсы
с
материалами
по
хореографии:
https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
33
http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
-отчетный концерт;
-участие в конкурсах разных уровней;
-зачетные мероприятия по стретчингу и ОФП;
-открытые занятия для родителей.
Оценочные
материалы,
позволяющие
оценить
уровень
освоения
программы, представлены в Приложении: «Карта развития физических
данных»,
«Карта
профессионально
дополнительной
диагностики
значимых
уровня
качеств»,
общеобразовательной
развития
«Сводная
универсальных
карта
общеразвивающей
освоения
программы
(предметная компетентность)»
34
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
35
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии /
И.Г.
Есаулов.
-
СПб.:
Планета
Музыки,
2019.
-
256
c.
5. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.:
ВАКО, 2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для
красивого движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос,
2018. – 112 с.
4. Ротерс
Т.Т.
«Музыкально-ритмическое
воспитание».
-М.:
Просвещение, 2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
5. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
6. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
36
Приложение
Карта развития физических данных (по 5-балльной шкале)
ФИ ребенка
возраст
№
упражнение
1.
Прыжок с места
2.
Пресс (30 сек)
3.
Шпагат:
Правый
Левый
Поперечный
4.
«Мостик»
Высота
Расстояние от
рук до ног
5.
Отжим от пола
6.
Стопа
7.
Ахилл
8.
«Бабочка»
9.
«Французская лягушка»
сентябрь
показатели
декабрь
май
группа
примечание
10. «Коробочка»
11. Подвижность плечевого
сустава:
Ширина по
скакалке
Угол наклона
12. Скакалка
(30 сек)
13. Наклон вперед до пола
14. Наклоны в сторону с
палкой
37
Средний балл
Установка на ЗОЖ
Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками
Инициативность
Самоконтроль
результатов личной
деятельности
Ответственность
Личная организованность
Трудолюбие
Ориентация на успех
Способность к
конструктивному
взаимодействию
Ф.И.
обучающег
ося
Усвоение социальных
норм и правил
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся
1.
2.
Оценочная шкала:
1балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
4балла – продвинутый уровень (качество развито).
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы
А
Б
В баллах
(А+Б):2
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).
38